Титаник — один из самых известных и загадочных кораблей в истории. Он затонул в 1912 году после столкновения с айсбергом, унесши с собой жизни более 1500 человек. С тех пор он лежит на дне Атлантического океана, привлекая внимание исследователей, историков и энтузиастов.
В июне 2023 года мир потрясла новость о пропаже подводной лодки OceanGate Titan, которая исследовала затонувший лайнер. Пять человек, находившихся на борту, погибли в результате катастрофической имплозии подводного аппарата на глубине более 3,8 километров. Это была первая и единственная пилотируемая миссия к Титанику в 2023 году, которая должна была собрать уникальные данные о состоянии легендарного корабля.
Как произошла эта трагедия и какие усилия были предприняты для поиска и спасения пропавшей подводной лодки? В этой статье мы расскажем о хронологии событий, которые привели к гибели исследователей Титаника.
Пятница, 16 июня: отправление экспедиции
Экспедиция была организована компанией OceanGate Expeditions, которая специализируется на подводных путешествиях и научных миссиях. Она предоставляла возможность пассажирам подводной лодки Titan посетить место крушения Титаника и увидеть его своими глазами.
Подводная лодка Titan была специально разработана для таких погружений. Она могла вместить до пяти человек: одного пилота и четырех пассажиров. Она имела сферическую кабину из углеродного волокна и титана, которая могла выдерживать огромное давление на больших глубинах. Она также была оснащена камерами, датчиками, светильниками и манипуляторами для сбора образцов.
Экспедиция отправилась из Сент-Джонса на побережье Ньюфаундленда в Канаде. На борту научного судна Polar Prince находилось около 40 человек, включая экипаж, ученых, журналистов и туристов. Среди них был британский миллиардер и исследователь Хамиш Хардинг, который оплатил свое участие в экспедиции за 125 тысяч долларов.
Суббота, 17 июня: последнее сообщение перед погружением
Экспедиция прибыла к месту крушения Титаника, которое находится на расстоянии около 600 километров от берега Ньюфаундленда. Планировалось, что подводная лодка Titan будет совершать по одному погружению в день в течение шести дней. Каждое погружение должно было длиться около восьми часов, из которых шесть часов предназначались для исследования обломков лайнера.
В субботу, 17 июня, Хамиш Хардинг, один из пассажиров подводной лодки, опубликовал сообщение в Facebook, в котором рассказал о своих ожиданиях от экспедиции. Он написал: “Из-за худшей за 40 лет зимы в Ньюфаундленде эта миссия, скорее всего, будет первой и единственной пилотируемой миссией к Титанику в 2023 году. У нас только что открылось окно хорошей погоды, и мы собираемся попытаться совершить погружение завтра”.
Он также поделился своими эмоциями от предстоящего приключения: “Я очень рад и взволнован поехать на Титаник. Это одна из самых удивительных историй человечества. Я надеюсь увидеть не только обломки корабля, но и личные вещи пассажиров и экипажа. Я также хочу почтить память тех, кто погиб в этой трагедии”.
Воскресенье, 18 июня: прерывание связи и пропажа подводной лодки
В воскресенье, 18 июня, подводная лодка Titan была готова к первому погружению. На борту находились пилот Стоктон Раш, президент и основатель OceanGate Expeditions, Хамиш Хардинг, а также трое ученых: Келли Уолш, сын первого человека, достигшего дна Марианской впадины Дона Уолша, Джонатан Строуд, специалист по морской археологии из Университета Род-Айленда, и Алисия Перри, биолог из Университета Нью-Гэмпшира.
Подводная лодка начала двухчасовое спускание на глубину 12 500 футов (около 3,8 километров) под уровнем моря. Она поддерживала постоянную связь с кораблем-носителем Polar Prince через акустический модем. Она также передавала видео и данные о своем положении и состоянии.
В 11:47 по атлантическому дневному времени (на полтора часа впереди по восточному времени) связь между подводной лодкой и кораблем-носителем прерывается. Это не вызывает сразу тревоги, так как связь может быть нестабильной на больших глубинах или быть заблокированной подводными течениями или объектами. Ожидалось, что подводная лодка восстановит связь, когда подойдет к обломкам Титаника.
Однако связь так и не была восстановлена. В 18:10 по атлантическому дневному времени подводная лодка не появилась на поверхности по расписанию. Это вызвало беспокойство среди членов экспедиции и экипажа корабля-носителя. Они начали пытаться связаться с подводной лодкой по радио и акустическим сигналам, но безуспешно.
В 21:40 по атлантическому дневному времени береговая охрана США получила сообщение о пропавшей подводной лодке от научного судна Polar Prince. Была объявлена операция по поиску и спасению, в которую были вовлечены силы США, Канады и Франции.
Понедельник, 19 июня: поиски на поверхности и под водой
Поиски пропавшей подводной лодки были затруднены плохими погодными условиями, сильными течениями и большой глубиной. Корабли и самолеты США и Канады обследовали район, некоторые сбрасывали звуковые буи, которые могли мониторить до глубины почти 4000 метров. Однако они не обнаружили никаких признаков подводной лодки или ее обломков.
Франция сообщила, что поможет в поиске, направив корабль Atalante, оснащенный глубоководным погружаемым аппаратом Nautile. Он мог спуститься до глубины 6000 метров и имел камеры, радары и сонары для обнаружения объектов на дне. Ожидалось, что он прибудет поздно во вторник.
Канадский самолет Lockheed P-3 Orion обнаружил подводные шумы в течение нескольких часов в районе, где пропала подводная лодка. Это дало надежду, что подводная лодка все еще цела и может передавать сигналы бедствия. Однако позже выяснилось, что шумы были вызваны китами или другими морскими животными.
Среда, 21 июня: создание единого командного центра
Береговая охрана США, ВМС США, береговая охрана Канады и OceanGate Expeditions создали единый командный центр для координации поиска. Они обменялись информацией, данными и ресурсами для оптимизации усилий. Они также поддерживали связь с семьями погибших и предоставляли им психологическую помощь.
Контр-адмирал береговой охраны США Джон Могер был назначен главным координатором операции. Он заявил, что поиски будут продолжаться до тех пор, пока не будет найдена подводная лодка или не будет установлено ее местоположение. Он также выразил свое сочувствие семьям погибших и пообещал сделать все возможное для решения этой загадки.
Четверг, 22 июня: обнаружение обломков и объявление о гибели
В четверг, 22 июня, французский погружаемый аппарат Nautile нашел обломки подводной лодки на глубине около 3800 метров. Они были разбросаны на площади около 100 квадратных метров. Среди них были части кабины, двигателя, пропеллера и балластных танков. Также были найдены личные вещи пассажиров и экипажа.
Контр-адмирал береговой охраны США Джон Могер объявил,
объявил, что подводная лодка подверглась “катастрофической имплозии”, убив всех пятерых человек на борту. Он сказал, что причиной имплозии могло быть повреждение корпуса подводной лодки от столкновения с подводной скалой или другим объектом. Он также сказал, что имплозия произошла так быстро, что пассажиры и экипаж не успели среагировать или вызвать помощь.
Он выразил свое глубокое сожаление по поводу гибели исследователей Титаника и пообещал провести полное расследование обстоятельств инцидента. Он также поблагодарил все страны и организации, которые принимали участие в поиске и спасении. Он сказал, что обломки подводной лодки будут извлечены и доставлены на поверхность для дальнейшего анализа.
Последствия и реакции на гибель титана
Гибель подводной лодки Titan вызвала большой резонанс в мире. Это была самая серьезная авария подводного аппарата с 2000 года, когда затонул российский атомный подводный крейсер Курск, унесший жизни 118 человек. Это был также первый случай гибели человека при исследовании Титаника.
Многие люди выразили свое сочувствие и скорбь по поводу гибели исследователей Титаника. Среди них были президенты США и Франции, премьер-министр Канады, генеральный директор ООН, руководители научных организаций и известные личности. Они отдали дань уважения погибшим за их вклад в науку и историю.
Семьи погибших получили моральную и материальную поддержку от правительств своих стран, компании OceanGate Expeditions и общественности. Они также получили возможность посетить место крушения Титаника и почтить память своих близких.
Гибель подводной лодки Titan также вызвала дебаты о безопасности и этике подводных исследований. Некоторые эксперты и общественные деятели заявили, что такие экспедиции слишком рискованные и ненужные, так как они нарушают покой затонувшего корабля и его жертв. Они призвали к запрету или ограничению доступа к Титанику.
Другие эксперты и общественные деятели защищали подводные исследования как важный способ расширения наших знаний и понимания морского мира и его истории. Они считали, что Титаник является уникальным памятником культуры и науки, который должен быть изучен и сохранен для будущих поколений. Они также отмечали, что подводные лодки имеют высокие стандарты безопасности и редко сталкиваются с авариями.
В результате гибели подводной лодки Titan было принято несколько мер для улучшения безопасности и регулирования подводных исследований. Среди них были:
- Создание международной комиссии по расследованию причин аварии подводной лодки Titan и выработке рекомендаций по предотвращению подобных инцидентов в будущем.
- Разработка новых технологий и протоколов для обеспечения более надежной связи, навигации и спасения подводных лодок на больших глубинах.
- Подписание нового соглашения между США, Канадой, Францией и Великобританией о сотрудничестве в области подводных исследований