Найти тему
Большой Киновски

Чему верит Москва? К юбилею Веры Алентовой

Оглавление

Вера Алентова.  Фото -  © Sputnik / Владимир Песня
Вера Алентова. Фото - © Sputnik / Владимир Песня

Любовь, ненависть, смех — три фильма юбилейного обзора (актрисе - 80!) укладываются в каких-то 16 лет, но сняты в три разные эпохи. Перед нами тот самый случай, когда, обращаясь к прошлому, лучше сознаёшь настоящее.

Любовь

«Москва слезам не верит», 1979

Режиссёр: Владимир Меньшов

В ролях: Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Алексей Баталов, Борис Сморчков, Александр Фатюшин, Юрия Васильев, Наталья Вавилова, Зоя Фёдорова, Олег Табаков и другие

Споры о статусе картины остаются актуальными до сих пор. Почему именно она получила «Оскар» в 1981 году, когда в конкурентах были работы таких знаменитых мастеров, как Франсуа Трюффо, Акира Куросава и Иштван Сабо? Что особенного в незатейливой истории о провинциалках, отправившихся в Москву навстречу мечте? Городской роман об ухабистой дороге женщины к счастью не несёт художественных откровений, лишён политической составляющей, скандальности внутри и вокруг. Однако не в последнюю очередь именно этот простой посыл, подкреплённый качественной режиссурой и прекрасными актёрскими работами, помог фильму произвести эффект на западе. Вместо зомбированных коммунистов иностранные зрители увидели героев, столкнувшившихся с близкими им самим житейскими проблемами.

«Москва слезам не верит», реж. Владимир Меньшов
«Москва слезам не верит», реж. Владимир Меньшов

Поверили в происходящее на экране и в СССР. Охваченный сюжетом период в 20 лет — сначала 1958, затем 1978 — передан бережно, с вниманием к деталям. В первой серии начало оттепели символизируют поэт Андрей Вознесенский, читающий стихи у памятника Маяковскому, и «начинающий» актёр Иннокентий Смоктуновский. Во второй — на передний план помимо мелодрамы неожиданно вышел материальный аспект. Коммуналки сменились отдельными квартирами с бытовыми приборами, которые перестали считаться роскошью. У Катерины (Алентова) даже на кухне есть маленький телевизор. Она директор на производстве, но и слесарь Гоша (Баталов) зарабатывает нормально: до поры уверен, что больше возлюбленной. В обществе появился специфический средний класс, а у его представителей — время заняться личной жизнью.

Громкий успех не случился бы без шикарной игры Алентовой, достоверно изобразившей и неопытную студентку, и состоявшуюся женщину. До неё от роли отказались маститые Ирина Купченко и Маргарита Терехова. В результате Меньшов предоставил шанс супруге, уже снимавшейся в кино, но никогда прежде на столь серьёзном уровне. И не прогадал.

Ненависть

«Завтра была война», 1987

Режиссёр: Юрий Кара

В ролях: Ирина Чериченко, Наталья Русланова, Вера Алентова, Сергей Никоненко, Владимир Заманский, Наталья Негода, Юлия Тархова и другие

Курсовая работа студента ВГИК со временем переросла в полный метр. Одноимённая повесть Бориса Васильева была опубликована еще в 1972 году, но поставить такую картину раньше перестройки, не говоря о выходе в прокат, не представлялось возможным.

Действие начинается с танца старшеклассницы, которая раздевается перед зеркалом под «Утомлённое солнце» и пристально изучает выросшую за лето грудь. Сюжет строится на основе конфликта: юношеский запрос на справедливость, поиск смыслов противостоит омерзительному конформизму на фоне сталинских репрессий. В конце фильма у молодёжи появляется надежда, что следующий год будет лучше, но наступает 1941-й...

Крайне радикальное для своего времени мрачное кино, пытающееся осмыслить не только предвоенный политический террор, но и между строк сомневающееся в правдивости настоящего. Несмотря на искусственно состаренное изображение картинки, ощущается неверие в завтрашний день уже агонизирующего СССР.

«Завтра была война», реж. Юрий Кара
«Завтра была война», реж. Юрий Кара

Алентова здесь воплощает зло в лице монстроподобного бесчувственного завуча по прозвищу Валендра. Она безропотно и автоматически исполняет волю тех, кто вредит сверху. Созданный образ настолько убедителен, что легко проецируется и на сегодняшний день. Уже несколько архаичный фильм Кары, как вещь в себе, в широком смысле вневременной и глубоко российский.

Смех

«Ширли-Мырли», 1995

Режиссёр: Владимир Меньшов

В ролях: Валерий Гаркалин, Вера Алентова, Инна Чурикова, Армен Джигарханян, Игорь Угольников и другие

Тотальный хаос, творящийся на экране, не поддаётся осмысленному пересказу на трезвую голову. В начальных титрах идёт пояснение, что перед зрителем фильм-фарс, но это не спасает от лютого трэша. Перед нами кино, которое можно искренне любить или откровенно им брезговать. Даже большому поклоннику очевидно, что далеко не все шутки здесь смешные, зато другие доводят до истерического хохота, а отдельные фрагменты хочется пересматривать.

Если вы из таких, то наверняка не понаслышке знаете о девяностых. Иначе просидите какое-то время за просмотром в позе фейспалма, да и выключите это безобразие. Нужно вернуть правительству самый большой в мире алмаз, чтобы выплатить внешний долг, и все россияне на три года переехали жить на Канары? Что? Два десятка знаменитых актёров и впечатляющая группа поддержки на протяжении двух с лишним часов устраивают откровенную клоунаду, выкидывая невообразимые ещё несколько лет назад фортели. Чтобы сохранить здравый рассудок, остаётся цепляться за юмор.

«Ширли-Мырли», реж. Владимир Меньшов
«Ширли-Мырли», реж. Владимир Меньшов

В звёздной актёрской тусовке солирует Валерий Гаркалин, воплотивший сразу нескольких братьев-близнецов. Вторую скрипку лихо играет Алентова в непривычном комедийном амплуа. За ней сразу четыре роли (две полноценные и две эпизодические). Основная — восторженная американка Кэрол Абзац, по поводу и без восклицающая: «Дарлинг!». Второстепенная, но крайне колоритная — цыганка Земфира Алмазова, в образе которой Алентова сама исполнила романс «Мы только знакомы». По рассказу дочери Юлии, Меньшов обожал пересматривать этот эпизод дома. Режиссёра нетрудно понять.

Николай Никифоров

Больше всего интересного в телеграм-канале "Большой Киновски". Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! https://t.me/bolshoy_kinovski