Маршрут на сегодня: форт Серая Лошадь - форт Красная горка - Лоцманское поселение (пгт Лебяжье)- г. Ломоносов
Путешествие Запад России 2023 г.
Вчера (24 июня) ____________________________ Завтра (26 июня)
Ранний выезд по прохладе и пляж севернее г. Сосновый бор совершенно пустой.
После посещения пляжа до меня дошло - путешествие длится уже 7 дней. И хотя чувствуется - маршрут перегружен, но пока держимся. Вчера вечером удалось немного расслабиться. А впереди опять крепости - точнее форты, но почти молоденькие - немного более 100 лет.
Проехал съезд к Шепелёвскому маяку, саму д. Шепелёво и встали на обочине дороги на берегу оз. Горовалдайское. Дальше пешком по карте Яндекс через чащу леса к батарее №333.
203-мм башенная батарея №333
В 1928-32 гг. для усиления Форта Серая лошадь южнее построили береговую противодесантную батарею на основе двух дву-орудийных башен со списанного линкора «Республика» (бывший "Император Павел I"). 203-мм орудия батареи системы Виккерс изготовленные в 1911 г. били на 24 км.
Вернулись к машине и за д. Пулково свернули на грунтовку к форту Серая Лошадь.
Форт Серая Лошадь
Это комплекс батарей Морской крепости Петра Великого прикрывавших Форт Красной горки с запада от морского десанта. В основном Форт Серая Лошадь был построен в 1911-1915 гг.
Хм.. Это что? Будка сторожа?!! :)
Скорее это будка связи на въезде на территорию форта.
Слева от дороги труба непонятного назначения. Рядом должно быть хоть какое то здание, а его нет.
Грунтовка через лес вывела к берегу залива, ДОТу и туртропе южного берега. Кстати ДОТ на карте яндекса показан с другой стороны дороги.
А ведь красиво...
Дальше дорога идет вдоль берега.
Дальномерный павильон форта Серая Лошадь.
Виды на бухту Графская Лахта с мыса Серая Лшадь.
Для снабжения форта к нему подходила ж/д ветка. Пути давно сняты, а некоторые пристанционные сооружения остались. Во времена ВОВ на ветке работали бронепоезда "За Родину", "Балтиец" и батарея орудийных транспортёров ТМ-1-180.
В состав форта Серая Лошадь изначально входили:
- Дальномерный павильон;
- Левофланговая батарея № 332;
- Правофланговая батарея № 331;
- Командно-дальномерный пункт.
Обе батареи видны на фото. Батарея 333 мало заметна и за пределами снимка.
Форт Серая лошадь несколько раз переименовывался и во времена ВОВ назывался Красногвардейским.
А вот и батарея 332 построенная в 1915-16 гг. и снаряженная 4-мя 120-мм орудиями Виккерс с дальностью стрельбы 23 км - достаточно, чтобы добить до противоположного берега залива, тем более до Шепелёвского маяка. В 1922 г. батарею законсервировали, а в 1943 г оборудовали 130-мм орудиями БТ-13. По казематам и потернам батареи можно полазить.
Вид на море с самого мыса.
Батарея 331 построенная в 1915-16 гг. с тремя 152-мм орудий Канэ. Эти орудия менее дальнобойные (до 13,2 км), но имеют больший калибр.
Вид на форватер. Приглядитесь и увидите корабль идущий в сторону Санкт-Петербурга.
Командно-дальномерный пункт (КДП) построенный в 1911 г. Представлял собой 2-х этажный бетонный блок в земляной обваловке, над которым надстроен выступающий блок дальномера. Изначально КДП использовался и как выдвинутый пункт наблюдения форта Красная горка. В 1920-х гг. на блок дальномера надстроили новый дальномерно-наблюдательный павильон совмещённый с КНП для визуального наблюдения целей в Финском заливе.
Разоружение форта Серая лошадь (тогда он назывался Красногвардейским) произошло уже в 1955 г. вместе с упразднением Кронштадтской крепости. Позже на территории форта организовали летний лагерь ВВМУПП (Высшее военно-морское училище подводного плавания) им. Ленинского комсомола. С 2010 г. лагерь так же полностью заброшен.
Срезав путь по лесной дороге, вернулись к авто. Теперь к Форту Красная горка, для которого форт Серая лошадь был только прикрытием.
От региональной дороги 41А-007 (бывшая А-121) через ликвидированную ж/д станцию Краснофлотская к форту Красная горка ведет старая дорога с булыжным мощением. Можно прочувствовать какое надо иметь здоровье, чтобы ездить в карете или дрожках по таким дорогам.
По сторонам дороги видны следы осыпавшихся окопов. По конфигурации скорее времен ВОВ.
Станция Краснофлотск
Такой огромный форт как Красная горка не мог обойтись без железнодорожных поставок. Электрички до станции Краснофлотск перестали ходить только в 2011 г.
У станции остатки пулеметной точки (ЖБОТ ИЖ-4) конца 1920 – начала 1930 гг.
И даже позиция орудийной батареи с бетонным укрытием времен 1-й Мировой войны.
Форт Красная Горка
Форт «Кра́сная Го́рка» (Алексеевский) (с 1919 г. «Краснофлотский») — один из двух мощных береговых фортов Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Строился в 1909—1914 гг. К 1917 г. гарнизон форта достиг 5500 чел.
Западная часть форта до сих пор закрыта. Башен и орудий конечно уже нет, укрепления не просматриваются.
Форты Краснофлотский и Красногвардейский обеспечили существование Ораниенбаумского плацдарма во времена ВОВ. До сих пор западная часть форта используется военными.
Мы осмотрим остатки советского форта Краснофлотского, бывшего фортом Красная горка. Погода переменчивая - то пасмурно и идет дождь, то солнце и чистое небо. От дождя на территории форта можно скрыться в патернах, казематах и музеях - два музея рядом с автостоянкой у въезда. Музеи бесплатные, но неожиданно очень интересные.
Ниже галерея фото из музеев форта. Очень рекомендую зайти и послушать местных экскурсоводов-добровольцев.
В 1918 г. при приближении армии Германии форт заминировали. Подрыв не был произведён, но заряды не убрали и 19 августа от сильной грозы несколько зарядов сдетонировали, разрушив пороховые погреба трёх орудий Канэ и четырёх 254-мм орудий. Артиллерийская прислуга погибла, орудия были сильно повреждены, а одно 254-мм орудие уничтожено. Уже в наше время откопали часть разрушенных сооружений.
130-мм орудие Б-13 времен ВОВ на позиции орудия 1й Мировой войны
В чаще леса скрыты сооружения форта
Море с обрыва восточного берега форта Красная горка.
Лоцманское собрание в пгт. Лебяжье
В середине XIX в., из военных соображений на дне Финского залива насыпали искусственные заграждения - ряжи, препятствовавшие свободному проходу судов. Схема фарватера Финского залива стала государственной тайной, носителями которой являлись лоцманы.
В 1864 г. был организован Кронштадтский лоцманский цех (через 9 лет переименованный в Общество Кронштадтских Лоцманов). В 1865 г. лоцманский цех выкупил у герцога Мекленбург-Стрилецкого около деревни Лебяжье участок земли и в 1867 г. возвели первую группу домов под названием «Лоцманское селение Лебяжье». В восточной части современного гор.пос. Лебяжье сохранились типовые деревянные дома лоцманов, вытянувшиеся в струнку вдоль берега залива, и здание лоцманского собрания 1902 г. постройки.
Мы почти в Питере. Еще немного.
г. Ломоносов
Проехали по Краснофлотскому шоссе и Дворцовому проспекту г. Ломоносов. Южнее и выше Дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум. Там мы будем завтра. Только пара снимков из-за забора.
В 1948 г. город Ораниенба́ум, выросший возле загородной резиденции А.Д. Меншикова, был переименован в г. Ломоносов. Теперь это район Санкт-Петербурга. Пройдемся по старому Ломоносову... :) Ораниенбауму.
Собор Архангела Михаила построен в начале XIX в. в неорусском стиле. Архитектура собора была рассчитана на восприятие с воды: здание служило доминантой панорамы южного берега Финского залива.
Старый Ломоносов... точнее Ораниенбаум.
Теперь отдыхать в Парк-отель Сойкино. Номер за такую стоимость удобным не назовёшь, но хозяева решили компенсировать прудиком и мини-зоопарком.
Вчера (24 июня) ____________________________ Завтра (26 июня)