Найти в Дзене
Музей Булгакова

Арбат Михаила Булгакова

Оглавление

Арбат можно смело назвать центром «булгаковской Москвы». Этот район был родным для писателя, знавшего столицу «досконально», «вдоль и поперек».

Здесь располагались несколько жилых адресов Булгакова, где он работал над романом «Мастер и Маргарита» и повестью «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Бег». Здесь он гостил у близких друзей Павла Попова и Александра Мелик-Пашаева. Здесь посещал рестораны при Клубе писателей, Доме печати и знаменитую «Прагу». Здесь, в театре Евгения Вахтангова, с успехом шла комедия «Зойкина квартира».

Здесь же располагалось здание Торгсина, куда писатель ходил за покупками. На Арбате можно отыскать и многочисленные адреса из булгаковских произведений – от ранних фельетонов и очерков до «закатного романа».

Чистый переулок, 9

Чистый переулок, вид со стороны Левшинского переулка
Чистый переулок, вид со стороны Левшинского переулка

В ноябре 1924 года Булгаков переехал с Большой Садовой в Чистый переулок, где поселился со своей будущей второй женой Любовью Белозерской в доме № 9 (на снимке – второй справа). Позднее она вспоминала: «Дом свой мы зовем голубятней <...>. Мы живем на втором этаже. Весь верх разделен на три отсека: два по фасаду, один в стороне. Посередине коридор, в углу коридора – плита. На ней готовят, она же обогревает нашу комнату».

Здесь Булгаков работал над пьесами «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и повестью «Собачье сердце». Повесть, а также дневниковые тетради Булгакова были изъяты у писателя при обыске в этом доме 7 мая 1926 года.

Малый Левшинский переулок, 4

Михаил Булгаков, Владимир Долгорукий, Сергей Топленинов и Петр Васильев у дома № 4 в Малом Левшинском переулке
Михаил Булгаков, Владимир Долгорукий, Сергей Топленинов и Петр Васильев у дома № 4 в Малом Левшинском переулке

В этом доме с июня 1926 года по август 1927 года жили Михаил Булгаков и его жена Любовь Евгеньевна. Здесь Булгаков встретил свой театральный успех с пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», работал над пьесами «Багровый остров» и «Бег».

Любовь Белозерская вспоминала: «Спали мы в синей комнате, жили – в желтой. Тогда было увлечение: стены красили клеевой краской в эти цвета, как в 40–50-е годы прошлого века. Кухня была общая, без газа: на столах гудели примусы, мигали керосинки. Домик был вместительный и набит до отказа».

Нащокинский переулок, 3

-3

Первый писательский кооперативный дом в Москве, увы, не сохранился. Здесь жили В. Ардов, И. Ильф и Е. Петров, О. Мандельштам, В. Шкловский и др. В собственную квартиру в Нащокинский (в те времена — ул. Фурманова) Булгаков переехал с Е.С. Булгаковой и пасынком Сергеем в феврале 1934 г. Именно здесь в кв. 44 написаны «Мастер и Маргарита», «Записки покойника», «Батум» и др.

В Нащокинском Булгаковы жили в трехкомнатной квартире, состоявшей из большой столовой, детской и спальни (она же одновременно кабинет). Квартира требовала ремонта, бесконечно ходили рабочие, маляры, что-то доделывали и ремонтировали, но Булгаков все равно был очень рад переезду. В письме В. Вересаеву 6 марта 1934 года он писал: «Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и снизу, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю Бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Викентий Викентьевич! Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом!» Здесь Булгаков прожил до конца жизни. В 1974 году дом был снесен.

Плотников переулок, 10

-4

В этом доме жил Павел Попов – философ и литературовед, сотрудник Государственной академии художественных наук и Пушкинского дома, близкий друг Михаила Булгакова, автор одного из первых биографических очерков о писателе.

Любовь Белозерская писала позднее: «Помню, как Михаил Афанасьевич повез меня в первый раз знакомиться к Анне Ильиничне Толстой и к мужу ее Павлу Сергеевичу Попову. Жили они тогда в Плотниковом переулке, № 10, на Арбате, в подвальчике, впоследствии воспетом в романе “Мастер и Маргарита”».

Денежный переулок, 5

-5

Особняк Сергея Павловича Берга был построен в конце 1890-х годов по проекту архитекторов Петра Бойцова и Алексея Флодина. В начале 1920-х здесь располагалось Бюро обслуживания иностранцев, а в январе 1924 года состоялся вечер в честь писателей-“сменовеховцев” – бывших эмигрантов, вернувшихся на родину по приглашению Советской власти. Устроил вечер Илья Василевский, тогдашний муж Любови Белозерской. На вечере она познакомилась с Михаилом Булгаковым, о чем впоследствии вспоминала: «Передо мной стоял человек лет 30–32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри глубоко вырезаны <…> лицо больших возможностей».

Большой Ржевский переулок, 11

-6

Дом был построен в 1914 году по проекту Михаила Мухина. Здесь с 1929 года жил начальник штаба Московского военного округа Евгений Шиловский со своей женой Еленой и детьми. Осенью 1932 года супруги развелись, и Елена Сергеевна вышла замуж за Булгакова, переехав к нему на Большую Пироговскую.

Булгаков неоднократно бывал в квартире Шиловских. Здесь вечером 18 апреля 1930 года он рассказывал Елене Сергеевне о телефонном разговоре со Сталиным. Здесь же, как вспоминала она, в 1932 году происходило объяснение Булгакова с Шиловским, во время которого последний выхватил пистолет, на что писатель ответил: «Не будете же Вы стрелять в безоружного?.. Дуэль – пожалуйста!»

Сивцев Вражек, 41

Сивцев Вражек переулок, вид со стороны Гоголевского бульвара Добавьте описание
Сивцев Вражек переулок, вид со стороны Гоголевского бульвара Добавьте описание

В доме № 41 проживал актер МХАТа Владимир Степун. Именно здесь 5 октября 1926 года состоялся праздничный банкет по случаю премьеры спектакля «Дни Турбиных».

«В больших комнатах нижнего этажа, – вспоминала Любовь Белозерская, – были накрыты длиннейшие столы. <…> Мы взяли извозчика и объехали сразу всеДома и улицы, где Булгаков жил или часто бывал, нередко оказываются теми же улицами и домами, где живут и действуют герои его книг. магазины подряд: самая разнообразная икра, балык, белорыбица, осетрина, семга, севрюга – в одном месте, бочки различных маринадов, грибов и солений – в другом, дичь и колбасы – в третьем. Вина – в четвертом. Пироги и торты заказали в Столешниковом переулке <…>. Потом все завезли к милым Степунам».

Брюсов переулок, 7

-8

В жилом доме артистов Большого театра, построенном в середине 1930-х годов по проекту архитектора Алексея Щусева, Михаил Булгаков неоднократно бывал – здесь жил его близкий приятель дирижер Александр Мелик-Пашаев. Булгаков заходил к Мелик-Пашаеву как на шумные веселые вечера, так и в связи с вопросами по работе над оперными либретто. «М.А. пошел к Мелику, – записала Елена Булгакова в дневнике 21 декабря 1936 года, – выправлять экземпляр “Минина”, вчера привезли клавир из Ленинграда. Надо кое-что изменить в тексте».

Улица Арбат, 26

-9

28 октября 1926 года в Театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира». Пьеса шла с ошеломительным успехом – за сезон 1926/27 года было сыграно 100 спектаклей. Любовь Белозерская, вторая жена Булгакова, писала в мемуарах: «Надо отдать справедливость актерам – играли они с большим подъемом. Конечно, на фоне положительных персонажей, которыми была перенасыщена советская сцена тех лет, играть отрицательных было очень увлекательно (у порока, как известно, больше сценических красок!)».

В июле 1941 года здание театра сильно пострадало во время бомбардировки Москвы. Современное здание театра было построено в 1946–1947 годах.

Смоленская площадь, здание Торгсина

-10

В первой половине 1930-х годов Торгсин занимался реализацией дефицитных продуктов и вещей в обмен на «валютные ценности» (иностранную валюту, золото, драгоценности и др.)

Михаил Булгаков иногда заглядывал туда. Елена Сергеевна, его третья жена, записала 30 марта 1935 года в дневнике об одном из таких визитов: «Купили английскую хорошую материю по 8 рублей золотом метр. Приказчик уверял – фрачный материал. Но крахмальных сорочек – даже уж нефрачных – не было. Купили черные туфли, черные шелковые носки».

В московском Торгсине разворачивается знаменитый эпизод романа «Мастер и Маргарита», где Бегемот, будучи «не при валюте», пожирал мандарины, шоколад и керченскую селедку.

Улица Арбат, 2, ресторан «Прага»

-11

О том, что Булгаков посещал «Прагу», вспоминала завлит ленинградского Красного театра Екатерина Шереметьева:

«…Как-то мы с Михаилом Афанасьевичем долго бродили по Москве, подошли к Арбатской площади, и он предложил пообедать в ресторане “Прага” на углу Арбата и Поварской (улицы Воровского). К концу обеда мы поспорили о заметке в газете, смысл которой поняли по-разному. Чтобы разрешить спор, Михаил Афанасьевич пошел купить газету в киоске внизу.

Официант, видимо, встревоженный исчезновением моего спутника, топтался вблизи нашего столика. Я попросила его получить за обед и заплатила. <...> Булгаков понял, что за обед заплачено. Лицо его мгновенно осунулось, во взгляде было возмущение и отстраняющий холод. Он спросил только: – Зачем?»

Арбатская площадь

-12

Михаил Булгаков часто проходил по этой площади. 12 июля 1937 года Елена Булгакова оставила в дневнике запись: «День физкультурного парада. Поехали к женщине – зубному врачу, которую я случайно нашла и которая нас нагло обсчитала, узнав фамилию. Остановились на Арбатской площади, смотрели на проходивших физкультурников. Издали очень красивое зрелище – коричневые тела, яркие трусы. Вблизи – красивых лиц почти нет, и фигур тоже».

Особняк князя Б. Святополк-Четвертинского на Поварской улице 50

-13

Особняк князя Бориса Владимировича Святополк-Четвертинского был построен в конце 1880-х годов по проекту архитектора Петра Бойцова. В советское время здание занимали различные организации, в том числе Московский клуб писателей, а с 1934 года – знаменитый Центральный дом литераторов.

Булгаков здесь неоднократно бывал – иногда по рабочим вопросам, а иногда встречался в ресторане с друзьями и коллегами: Петром Вильямсом, Владимиром Дмитриевым, Борисом Эрдманом и другими. В октябре 1938 года Елена Булгакова отметила в дневнике: «М. А-чу нравится Клуб писателей, говорит, кухня хорошая и пусто».