Найти в Дзене
ЯМадама

«Учитель Дымов» Сергея Кузнецова: семейная сага как заявка на признание в литературных кругах

Оглавление

Сергей Кузнецов – абсолютный продукт современной литературной тусовки. По образованию химик, сын профессора и выпускник МГУ в девяностых годах стал сотрудничать с глянцевыми журналами. А потом пришёл в литературу. Сейчас, как и положено признанному литератору, живёт в Париже и борется за радужные права. Несмотря на троих детей, рождённых в двух браках. А в России его книги по-прежнему издаются и получают литературные премии. Это и не удивительно. Кузнецов – человек умный, талантливый и профессиональный. В романе «Учитель Дымов» есть всё, что должно быть в современной семейной саге.

Здравствуйте!

Рецепт этого жанра в современной русской литературе давно уже устоялся. Нынешние литераторы не замахиваются на лавры Толстого и Голсуорси, а смело ведут своих героев по канве строго отобранных исторических событий.

Конечно, любую российскую семейную сагу лучше начинать с революции. Но тогда есть риск не добежать до нового века. Поэтому Великая Отечественная тоже подойдёт. У Кузнецова действие начинается в 1943 с небольшой оглядкой в довоенное прошлое.

В семье, о которой идёт речь, обязательно должны кого-то репрессировать. Но не сильно – чтоб смог вернуться и рассказать. Затем герои должны сильно страдать в эпоху застоя и податься в диссиденты. Причём диссидентствовать им никто не мешает: собираются себе на кухнях, самиздат почитывают, вольнодумствуют. А в девяностые, конечно, сразу добиваются успеха. Исключительно потому, что они люди свободные и порядочные. А под занавес, в новом веке, молодое поколение пойдёт на улицу Болотную. Это обязательно. Потому что если бы писатели не упоминали про митинги десятых годов, кто бы узнал, что там собирались исключительно достойные люди?

Если соблюсти все правила, семейную сагу обязательно признают в литературных кругах. И даже премию дадут.

А на этом фоне писатель вполне может написать хорошую историю.

Потому что у романа «Учитель Дымов» немало достоинств.

Прежде всего – стиль. Читается удивительно легко. Три поколения семьи Дымовых разными путями приходят в педагогику. Владимир преподаёт химию в вузе, Валерий открывает мир восточных учений, Андрей становится школьным учителем литературы. А спиной у них стоит одна хрупкая женщина, которая посвятила свою жизнь этой семье. Отказалась от личного счастья ради любви к чужому мужу, вырастила его сына и внука. И смотрела, как они взрослеют, принимая все её дары.

Женя Никольская – центральный персонаж книги. Но она лишь свидетель жизни семьи Дымовых, та самая женщина, что стоит за спиной сильных мужчин, которые осмысливают себя в истории страны.

Хороший писатель не может не замечать реальности. Восторженно аплодируя «внутренней эмиграции», автор невольно открывает читателю её истинный смысл.

Владимир Дымов не желает привлекать внимание власти и отказывается сначала от партийной карьеры, затем от научной. Уходит в преподавание. Предпочитает работать со студентами, а не взбираться по служебной лестнице:

Зато все студенты знали, что он никогда не отказывался быть научным руководителем ни на курсовых, ни на дипломах и делал эту неблагодарную работу на совесть, разбираясь в расчетах, указывая на теоретические огрехи и практические ошибки.

Владимир Дымов работает на совесть. И не отступает от принципов. Даже собственному сыну не хочет помогать с поступлением.

Поставить зачёт по знакомству – значит оскорбить всех, кто нормально готовился к этому зачёту. Это значит признать: всё, чем я занимаюсь, – какое-то надувательство, обман, фальшь. И мне надо немедленно уволиться, а лучше – пойти и утопиться.

Но постепенно честный преподаватель собирает вокруг себя круг единомышленников, группу верных студентов. А когда талантливые студенты закончат учёбу, многие из них добьются успеха. И смогут помочь любимому преподавателю и его семье.

Сын Владимир Валерий Дымов начал педагогическую карьеру в должности учителя физкультуры. А затем увлёкся восточной философией, духовными практиками, лечебным голоданием, йогой – всем тем, что в изобилии подкидывал самиздат семидесятых. Просветлившись, Валерий организовал свою школу. Где основным средством духовного роста были тантрические удовольствия.

Оглядываясь на свою жизнь, он мог сказать, что хорошо поработал: у него было немало учеников и многие до сих пор ему благодарны. Что может быть лучше для человека, которого называли гуру?

А вот представитель третьего поколения, Андрей Дымов, осознал, что настоящему учителю не надо становится главой секты. Главное – профессионализм.

От лицея давно бы ничего не осталось, если бы следом за энтузиастами не пришли профессионалы старой закалки, блестяще знавшие свой предмет и готовые работать в рамках любой педагогической системы – демократически открытой, по-советски идеологизированной или нынешней, бюрократически усложнённой и непредсказуемой.

Большое искушение – манипулировать учениками, звать их за собой ради высоких идеалов. Но настоящий учитель всегда помнит, что главное – это безопасность его учеников.

Герой романа пришёл к этой мысли как к неизбежной. И автору пришлось завершить книгу. Потому что изначально он хотел сказать, что главное – свобода мысли и тела.

Книга соткана изящно, но кое-где ощущаются прорехи. Скажем, в романе наряду с реальными Москвой и Самарой (в конкретный исторический период – Куйбышев) вдруг появляются неведомые города Энск и Грекополь. За ними угадываются Новосибирск и Севастополь, но как-то призрачно.

Всё объясняется просто: в Москве и Самаре писатель бывал. Про Севастополь что-то знает. Сибирь же ему представляется тёмным холодным пространством, в котором есть один светоч культуры – университет.

«Учитель Дымов» - хорошая книга. И была бы ещё лучше, если бы автор был действительно свободен от идеологических оков. Догмы либерализма не менее суровы, чем всякие другие.

Читайте разные книги!

Но лучше – хорошие.