В этой статье я хочу рассказать, как открыла для себя немое кино.
Раньше казалось, что это что-то, что осталось далеко в прошлом. Потом я услышала про некоторые фильмы, в моём окружении появились люди, которые даже в 21 веке, при развитых технологиях киноиндустрии уважают немое кино.
Не помню уже, при каких обстоятельствах, но в один прекрасный момент тоже решила приобщиться. Ну, а вдруг? И знаете, тронуло.
Кинолента 1931 года "Огни большого города" увидела свет благодаря знаменитому Чарли Чаплину. И вот именно после просмотра этого шедевра до меня дошло, почему же этот человек - гений (раньше это принималось как данность).
Чарли Чаплин выступил в фильме как сценарист, режиссёр, продюссер и, разумеется, актёр. Он создал простую, трогательную и сильную историю, на мой взгляд, встающую в один ряд с шедеврами не только кино, но и литературы. Полуторачасовая лента смотрится на одном дыхании.
О чëм же этот фильм и чем он так трогает? (Внимание! Дальше спойлеры).
Обычная (или необычная?) история любви: бедняк (знаменитый чаплинский Бродяга) видит на улице слепую девушку, продающую цветы, знакомится с ней, узнаёт её несчастья, пытается помочь, и в процессе общения молодые люди сближаются.
Просто? Просто.
Но цепляет то, как это поставлено, сыграно.
Бродяга мог пройти мимо, как другие, богатые и обеспеченные, горожане, мог повздыхать, посочувствовать и вернуться обратно к своим проблемам, он же предпочитает действовать. На экране показана деятельная любовь: не словами, но делами Бродяга ищет выход из трудного положения девушки. При этом совершенно искренне и бескорыстно. Герой не питает иллюзий по отношению к себе.
Любопытно, как герои встретились в первый раз. Каждый из них - ничто для большого города. Маленький человек. Их никто не замечает, никому они не нужны... Возможно, это тоже стало одним из связующих звеньев ("Кто сам просился на ночлег, скорей поймëт другого").
Дуэт Чарли Чаплина и Вирджинии Черрилл прекрасен. Очень нежные и трогательные отношения, через глаза, мимику, жесты видно, как герои боятся не нарушить хрупкий мир другого человека. Такое мягкое, бережное отношение людей друг к другу, такие заботу и нежность сейчас очень сложно увидеть в кино. Есть страсти, собственничество и ещё что-то резковатое - трудно подобрать слово. Возможно, просто мне не повезло на такие фильмы, но даже там, где казалось бы, есть и ласка, и бережность, они находятся на другом уровне. Более приземлëнном. Здесь же видишь любовь двух ангелов, очень чистую и светлую.
Ещё один неоднозначный герой - приятель Бродяги. Он...двоится сам в себе: трезвый - рассудочный, прагматичный, пьяный - рубаха парень, мот и кутила, щедрый и сопереживающий. По сути, тоже никому не нужный. Моменты с его отрезвлением полны неловкости и несправедливости по отношению к Бродяге. Он и помогает, и мешает. Но в итоге играет ключевую роль в развитии событий.
Финал истории необыкновенный. Вернее, он необыкновенно сыгран. Глаза и лица - вот что не даёт отвести взгляд от экрана.
И конечно, музыка. В немом кино она не только создаёт настроение и атмосферу, но и становится "голосом" героев. И сюрприз - композитором тоже является Чарли Чаплин, создавший свой маленький мирок в большом мире кино.
А вы любите смотреть немые фильмы? Поделитесь в комментариях.
С недавнего времени автор ушёл с Дзена. Больше статей и заметок смотрите на сайте и в группе Вк "Заметки филолога" (ссылки в профиле).