Найти тему
Заметки филолога

Знакомство с немым кино: "Огни большого города"

В этой статье я хочу рассказать, как открыла для себя немое кино.

Раньше казалось, что это что-то, что осталось далеко в прошлом. Потом я услышала про некоторые фильмы, в моём окружении появились люди, которые даже в 21 веке, при развитых технологиях киноиндустрии уважают немое кино.

Не помню уже, при каких обстоятельствах, но в один прекрасный момент тоже решила приобщиться. Ну, а вдруг? И знаете, тронуло.

Кинолента 1931 года "Огни большого города" увидела свет благодаря знаменитому Чарли Чаплину. И вот именно после просмотра этого шедевра до меня дошло, почему же этот человек - гений (раньше это принималось как данность).

Чарли Чаплин выступил в фильме как сценарист, режиссёр, продюссер и, разумеется, актёр. Он создал простую, трогательную и сильную историю, на мой взгляд, встающую в один ряд с шедеврами не только кино, но и литературы. Полуторачасовая лента смотрится на одном дыхании.

О чëм же этот фильм и чем он так трогает? (Внимание! Дальше спойлеры).

Обычная (или необычная?) история любви: бедняк (знаменитый чаплинский Бродяга) видит на улице слепую девушку, продающую цветы, знакомится с ней, узнаёт её несчастья, пытается помочь, и в процессе общения молодые люди сближаются.

-2

Просто? Просто.

Но цепляет то, как это поставлено, сыграно.

Бродяга мог пройти мимо, как другие, богатые и обеспеченные, горожане, мог повздыхать, посочувствовать и вернуться обратно к своим проблемам, он же предпочитает действовать. На экране показана деятельная любовь: не словами, но делами Бродяга ищет выход из трудного положения девушки. При этом совершенно искренне и бескорыстно. Герой не питает иллюзий по отношению к себе.

-3

Любопытно, как герои встретились в первый раз. Каждый из них - ничто для большого города. Маленький человек. Их никто не замечает, никому они не нужны... Возможно, это тоже стало одним из связующих звеньев ("Кто сам просился на ночлег, скорей поймëт другого").

-4

Дуэт Чарли Чаплина и Вирджинии Черрилл прекрасен. Очень нежные и трогательные отношения, через глаза, мимику, жесты видно, как герои боятся не нарушить хрупкий мир другого человека. Такое мягкое, бережное отношение людей друг к другу, такие заботу и нежность сейчас очень сложно увидеть в кино. Есть страсти, собственничество и ещё что-то резковатое - трудно подобрать слово. Возможно, просто мне не повезло на такие фильмы, но даже там, где казалось бы, есть и ласка, и бережность, они находятся на другом уровне. Более приземлëнном. Здесь же видишь любовь двух ангелов, очень чистую и светлую.

-5

Ещё один неоднозначный герой - приятель Бродяги. Он...двоится сам в себе: трезвый - рассудочный, прагматичный, пьяный - рубаха парень, мот и кутила, щедрый и сопереживающий. По сути, тоже никому не нужный. Моменты с его отрезвлением полны неловкости и несправедливости по отношению к Бродяге. Он и помогает, и мешает. Но в итоге играет ключевую роль в развитии событий.

-6

Финал истории необыкновенный. Вернее, он необыкновенно сыгран. Глаза и лица - вот что не даёт отвести взгляд от экрана.

-7

И конечно, музыка. В немом кино она не только создаёт настроение и атмосферу, но и становится "голосом" героев. И сюрприз - композитором тоже является Чарли Чаплин, создавший свой маленький мирок в большом мире кино.

А вы любите смотреть немые фильмы? Поделитесь в комментариях.

С недавнего времени автор ушёл с Дзена. Больше статей и заметок смотрите на сайте и в группе Вк "Заметки филолога" (ссылки в профиле).