Найти в Дзене
Накопительный зонД

Я в инвесторы пойду, пусть меня научат.

Размышления о жизни долгосрочного инвестора.

Тяжелые, конечно, выходные выдались.

Все как-то через известное общероссийское место, и мало что понятно.

Кстати, с работы большой начальник написал, что образно никого указы "какого-то там" Собянина, как и режим КТО в Москве ниипут. Посему завтра у меня обычный рабочий день.

Еще и понедельник, блин.

Чтобы исключить всякие домыслы и инсинуации, которые могут подспудно проистекать в отдельных головах из заголовка статьи, сразу укажу, что никакой рекламы, призывов, ссылок куда-либо тут не будет.

Просто решил поразмышлять вот на какую тему.

Исключительно для себя.

Вы, как всегда, вольны читать или даже не читать. Думать или нет.

Вот когда мы появляемся на свет, что мы умеем делать?

Да ничего.

Максимум базовые физиологические потребности, да и те на троечку.

Ну у кого младенцы есть, те в курсе.

И всему, что необходимо нам в жизни мы как-то начинаем обучаться.

Чему-то учимся сами. Например садиться, ползать, ходить, изучать окружающий мир и его различные свойства, например, тянуть все в рот)

Думаю, что согласятся вообще все, что на первом этапе даже самые банальные вещи у нас или совсем не получаются, или получаются плохо.

Даже такая штука, как ходить. Падают все и по сотне и тысяче раз.

Вот нет ни одного ребенка, который был лежал условно полгода, потом встал и сразу, с первой попытки пошел, а то и побежал.

Упадет. 100%. Многократно.

Но есть вещи, которые сам, с нуля, ты вряд ли как-то освоишь.

Например, азбуку-алфавит.

Нас УЧАТ.

Сначала родители или бабушки-дедушки.

Потом в садике, всякие там кубики, развивайки, воспитатели, если попались неравнодушные или какая-то платная группа для продвинутых.

Потом учимся читать.

И ведь тоже нет вообще ни одного, даже самого гениальнейшего ребенка, хоть Энштейн там, хоть Ломоносов, хоть Пушкин, кто бы взял, открыл в первый раз книженцию, после кубиков - и прочел текст.

У Толстого, помимо произведения "Войны и Мир" есть короткий рассказ "Филлипок", как раз про обучение чтению.

И даже тот же Толстой явно не с "Войны и Мир" начал свою писательскую деятельность. Уверен, первые его произведения будут очень так себе.

И ведь так - вообще во всем.

Кто помнит свои первые поездки на велике, двухколесном, ясен пень. Я вот свой полуржавый Школьник буду до гроба вспоминать)

И как отец в младших классах меня учил на нем кататься.

А я реально и не понимал, как на таких тонких шинах и 2х колесах, да еще с такой высотищи можно держать равновесие. И постоянно заваливался.

А плавание? Кто вошел в воду и сам поплыл, хоть 1 есть?

Да не поверю.

Я, кстати, плавать практически не умел курса до второго, это уже 2001 год. И только потом методом многочисленных проб и ошибок ближе к мелководью ну как-то научился держаться на воде.

Кстати, говорят, что многие жители горных сел, где нет рек и морей - даже во взрослом возрасте не умеют плавать от слова совсем.

Что насчет завязывания шнурков?

Как насчет игры на гитаре или любом другом музыкальном инструменте?

Кто умеет делать сальто или вставать прыжком из положения лежа?

Как вообще насчет любых видов спорта и скиллов в них?

Например, пояса в айкидо или серьезного разряда в шахматах?

Как насчет иностранных языков?

Китайский, не?.. 你会说汉语吗

А чО так?.. Вот миллионы китайских детей - могут.

И миллиард не детей тоже. Зато им с трудом дается русский. Хотя многие считают, что китайский учить сложнее.

Типа у нас 33 буквы, из которых и состоят вообще все слова. А у них несколько тысяч иероглифов, каждый из которых является словом)))

Ладно, шучу.

И вот если про китайский язык.

Формально, наверное, вполне возможно его выучить и самому. Опять же, зависит и от цели, и от достаточного уровня.

Я где-то даже писал, что самый базовый уровень предполагает знание "всего" 300 самых ходовых иероглифов. Ну и там их сочетаний.

Но труды китайских философов или просто институтскую программу с таким багажом вряд ли осилишь.

Но вот насколько эффективным и ресурсозатратным будет такое обучение? И будет ли оно прям вести вас к желаемому результату?

Сколько времени уйдет, чтобы самому что-то освоить и запомнить, без помощи уже умеющего общаться на этом языке?

А сколько будет сделано ошибок, в тех же интонациях или грамматике?

Ну, думаю, все, кто живет в крупных городах, сталкивались с мигрантами из стран бывшего СССР. Я некоторых прям не понимаю, когда они мне что-то говорят. При том, что говорят (пытаются сказать) точно на русском.

С большой уверенностью могу сказать, что и меня большинство китайцев сейчас не поймет. Кстати, произношение на текущей стадии и есть моя самая большая проблема.

В том же вичате через иероглифы я (субъективно) уже достаточно неплохо наяриваю текст. Особенно с помощью словарей.

Вот английский до текущего уровня С1 (а то и С2) я изучал в специализированной гимназии практически 10 лет под присмотром потрясающей учительницы, которая вела нас со 2 по 11 класс.

И это было до 6 уроков в неделю в старших классах.

А если б сам учил?

Далеко ли бы ушел от уровня "май нейм из Вася" и что-то там про "кэпитал оф зе грейтбритайн"?

Не думаю)

Причем и в том процессе обучения было и полное непонимание (кто с первого раза правильно произнес the и, например, though?))))

Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.
Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.

Как вообще можно самому изучить вот эти слова, без пояснений? )

А еще в школе нас учат писать.

Да-да, кого-то дома учили родители.

Но есть ли те, кто вот сам взял и освоил письмо хотя бы букв алфавита?

А еще есть музыкальная школы, где учат играть на разных инструментах.

Долго учат.

Да, возможно есть такие сверходаренные личности как Моцарт. Кто что-то там освоил сам.

Но остальные-то, кто не столь одаренные, как могут сами освоить фортепиано, гитару, скрипку, виолончель?..

Да еще до уровня, чтобы не "Жили у бабуси" сыграть, а забацать Вивальди?

Только через обучение.

Причем от ПРОСТОГО к сложному.

Вряд ли хоть одного ученика начальной музыкальной школы начнут обучать игре произведений Вивальди или, там, Баха.

Сначала будут примитивные гаммы.

В математике никто не начинает с теории вероятности или геометрии Лобачевского. Все учат цифры, операции сложения-вычитания, таблицу умножения. Потом постепенно переходят к дробям и пропорциям.

Постепенно. Шаг за шагом.

От уровня к уровню. От простого к сложному, пока не станет достаточно.

Как мы видим, во всех новых для нас областях жизни, изначально все МЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ и НЕ УМЕЕМ.

И, не имея навыков и знаний, не удивительно, что у нас ничего или мало что получается, и при этом мы совершаем кучу ошибок при огромных затратах усилий и ресурсов даже на простейшие вещи.

И если мы хотим их как-то осваивать, изучать, и становиться в них лучше до такого уровня, чтобы получать результаты и успехи - нам надо учиться.

Где-то мы учимся у родственников или более опытных друзей.

Где-то мы находим бесплатную информацию и обучалки в интернете.

Кто-то записывается в различные обучающие клубы по интересам или находит устраивающие курсы. В том числе и платные.

Например, тот же китайский я изучаю, приобретя платный курс для начинающих. А сам по себе я бы его вообще вряд ли как-то освоил.

Кто-то идет дальше и находит себе наставника/учителя. И нередко готов платить большие деньги, чтобы максимально быстро перенять знания и умения своего учителя, избежав ненужных ошибок и траты времени на набивание собственных шишек.

И вот теперь, что я хочу сказать и спросить.

Если мы приходим в этот мир, ничего не зная ни в одной области, и всему, что умеем, долго и нудно обучаемся от простого к сложному...

То чем от всего этого отличаются ИНВЕСТИЦИИ???

Есть ли хоть один пример рожденного младенца с врожденным даром к инвестированию, со встроенным анализатором графиков и лучших цен?

Напомню, что сам Баффет начинал свой инвестиционный путь с 5.000 долларов. И удвоение этого капитала заняло у него ПЯТЬ ЛЕТ.

Т.е. за 5 лет у него получилось увеличить портфель на 5.000 баксов или, грубо и в среднем, по 1.000 баксов в ГОД.

Чисто для поржать, но 1.000 баксов сейчас - это грубо 85.000 рублей.

И я в свой лошпедный 2,5-годовалый портфель в месяц вношу 100.000 рублей, а за год не менее 1.000.000 рублей (или свыше 11.000 долларов).

С учетом, что начинал я свой портфель с 55.000 рублей, а сейчас он составляет 3.000.000 рублей, то формально я з 2,5 года увеличил свой начальный капитал в порядка 55 раз)))

Хотя Баффета мне не догнать никогда в жизни)))

Еще раз, это больше как поржать над математикой цифр, оторванных от реальности (да-да, про курсовые разницы и покупательную способность денег я тоже в курсе, зануды могут даже не начинать).

Так вот... если мы в инвестициях изначально ничего не знаем и не умеем... стоит ли удивляться, что мы совершаем кучу всяких ненужных ошибок как при формировании портфелей, так и при выборе активов и цен покупки?

Неудивительно, что мы за свои деньги набиваем свои болезненные шишки. Которых, в теории, можно было бы избежать, начни мы свой инвестиционный путь с малых шагов и через некое обучение.

Но большинство из нас ведь вообще не готово платить за обучение?

Более того, думаю, практически все из читающих блог, считают такие курсы про инвестиции не более, чем инфоцыганство, так?

Что-то типа курсов печально известной Блиновской, которые ниОчем.

Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.
Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.

И уж точно не добавят ни опыта, ни знаний в инвестициях.

Максимум, что большинство из нас может ждать от таких "курсов" - это сигналы с точками входа и выхода, следование за портфелем "Гуру", но строго после него, когда он уже закупился или свое продал и получил.

А вы - ну как повезет.

И знаний такой "формат" тоже никаких не добавляет и не дает.

Пропал "Гуру" или его канал - и вы снова ничего не можете и не знаете.

Как ничего не знали и не могли изначально.

И в таком случае обучение напоминает обучение процессу плавания, когда щенка просто выкидывают из лодки: обучение с погружением.

Так а как вы УЧИЛИСЬ инвестированию?)))

Или никак?..)

Как обычно: в этой статье нет рекламы или призывов инвестировать что-либо или куда-либо. Статья содержит мысли автора по компаниям, находящимся в его инвестиционном портфеле. Не является рекомендацией или прогнозом.