Найти тему
Россия и мир

России остро нужен балкерный флот

Крыловский государственный научный центр в Санкт-Петербурге разрабатывает проекты крупнотоннажных сухогрузов для транспортировки продукции сельского хозяйства на дальние расстояния. Сегодня в России нет ни одного зерновоза, и все эти суда приходится фрахтовать в других странах. Похожая ситуация с экспортом угля, минеральных удобрений и других товаров. Россия обеспечивает собственными сухогрузами лишь 30% от всех своих экспортных поставок. Возросла как стоимость фрахта, так и цена покупки сухогрузов.
До конца этого года центр спроектирует первые российские крупнотоннажные балкеры для перевозки зерна: дедвейтом 40 тыс. тонн и дедвейтом 60 тыс. тонн. Балкеры - это суда, которые перевозят навалочные грузы - такие как уголь, руда, зерно, цемент. Использование судов такого типа позволит России не зависеть от иностранных перевозчиков и ускорить экспорт продовольствия.
Конструкция балкеров будет предусматривать использование только отечественных комплектующих, чтобы исключить риски, связанные с поставками импортных деталей и оборудования. Сложность для конструкторов в том, что все иностранные компоненты в судах надо заменить отечественными.
Срок передачи первого сухогруза – конец 2025 – начало 2026 года. Далее планируется ежегодно спускать на воду минимум 2–3 судна таких типов. А всего необходимо построить не менее 60 балкеров, чтобы полностью закрыть потребности внутреннего рынка.

В гражданском секторе самыми популярными в России были сухогрузы класса «река-море» с дедвейтом не превышающим 10 тысяч тонн, но они не могут использоваться для перевозок на дальние расстояния.

Стало известно, что ГТЛК и «Красное Сормово» заключили контракт на строительство 34 сухогрузов.

Планируется, что сухогрузы проекта RSD59 будут переданы ГТЛК тремя партиями: 10 судов – до конца 2024 года, 12 судов – до конца сентября 2025 года и еще 12 судов – до конца января 2027 г.
Для ускорения производства в настоящее время создаются «цифровые верфи», когда все оборудование на заводе работает в единой сетевой компьютерной связке, а современные станки режут и сваривают корпус с высокой точностью, что позволяет ускорить производство как минимум в 2 раза.
Сейчас СМП рассматривается как самый надежный и быстрый способ доставки грузов до дружественных нам стран. На верфях делаются различные виды ледоколов - от проекта «Лидер» до небольших дизельных, которые будут работать в припортовой зоне. Развитие СМП влечет за собой снижение логистических затрат.
Одновременно с северными портами модернизируется и инфраструктура на южном направлении. Тут на сегодня главным экономическим партнером России выступает Турция.
России пока не обойтись без стороннего флота или покупки уже готовых судов или тех же балкеров на вторичном рынке.