Найти в Дзене

Послесловие к несостоявшемуся кризису - почему мы выжили в кризисе 1998 года и почему не имеем шансов так легко отделаться сейчас

Это статья не о политике. Мы не будем рассуждать про политические процессы, спецоперацию, амбиции, чем все закончится, куда кто уехал и где прятался в самые горячие часы. Мы о не менее важном. Как бы это коснулось каждого из нам и были ли мы по-настоящему готовы к плохому сценарию. 24.06.2023 нас «пронесло». Всего пара часов от эскалации. Но если в общегосударственном масштабе могли-бы произойти очень серьезные потрясения (не зря ситуацию сам наш президент сравнил с 1917 годом), то в жизни конкретных семей был абсолютно реальным такой расклад: приходим с утра в магазин, а там часть продуктов просто исчезла с прилавков, а цены на остальные выросли в 3 раза. И в довершении всего - невозможно расплатиться карточкой. Только наличные. Фантастика? А вот и нет. Сколько на пике стоили доллары-евро? А откуда идет продуктовая логистика, разве не с юга страны, по тем самым трассам -Дон (М4), Каспий (М7), Урал (М5), Симферополька (М2) и Киевка (М3)? А разве мы не были в 2 шагах от потери мостов че

Это статья не о политике. Мы не будем рассуждать про политические процессы, спецоперацию, амбиции, чем все закончится, куда кто уехал и где прятался в самые горячие часы.

Мы о не менее важном. Как бы это коснулось каждого из нам и были ли мы по-настоящему готовы к плохому сценарию.

24.06.2023 нас «пронесло». Всего пара часов от эскалации. Но если в общегосударственном масштабе могли-бы произойти очень серьезные потрясения (не зря ситуацию сам наш президент сравнил с 1917 годом), то в жизни конкретных семей был абсолютно реальным такой расклад: приходим с утра в магазин, а там часть продуктов просто исчезла с прилавков, а цены на остальные выросли в 3 раза. И в довершении всего - невозможно расплатиться карточкой. Только наличные. Фантастика? А вот и нет. Сколько на пике стоили доллары-евро? А откуда идет продуктовая логистика, разве не с юга страны, по тем самым трассам -Дон (М4), Каспий (М7), Урал (М5), Симферополька (М2) и Киевка (М3)? А разве мы не были в 2 шагах от потери мостов через Оку, и разрыва связи с югом страны на срок от нескольких дней до месяцев? И информацию про ограничение Интернета Роскомнадзором (на минуточку именно через него идут все транзакции по карточкам) не стоило бы сбрасывать со счетов. Хотя, безусловно, про платежи через Интернет необходимо поговорить отдельно.

Но сначала предлагаем экскурс в недавнюю историю. А именно, в август-сентябрь 1998 года. Для авторов это не какая-то страница в учебнике, а конкретные события, очень хорошо отложившиеся в памяти. В том числе в силу личных причин, связанных с созданием семьи.

Тот кризис мы прошли на редкость спокойно. Хотя его масштабы были поистине впечатляющими. В один день практически не стало экономики и финансовой системы всей страны. Но при этом обошлось без глобальной паники, не водились никакие особые режимы. Народ выжил сам по себе и прекрасно с этой задачей справился без помощи государства. А государство тем временем нашло в себе силы встать на ноги. И вот почему.

Первое.

Было место, где обычные граждане – физические лица - могли продавать и покупать товары друг и друга в свободном режиме. И были те самые граждане, люди, которые выращивали продукты на своих участках, и имели их излишки.

Если кто-то не понимает, о чем идет речь, и считает, что полные полки в магазинах, это данность, что-то типа растущих на деревьях булок – было все жестко. Магазины опустели через 2 недели после начала кризиса. Выглядело это так – приходишь в магазин, а там хлеб, открывашки для консервов, спички и варенье из розовых лепестков. И это потому, что почти все продукты были импортными. Масло и сервелат финские, ветчина польская, куриные окорочка – американская (ищите и читайте «ножки Буша»). В один час всего этого не стало. Нам просто перестали это продавать, требовалась иностранная валюта, а ее было мало, и девальвация составила в одночасье 300-400%. Но это оказалось не смертельным, т.к. уже на следующий день после начала кризиса выяснилось, что купить продукты можно на рынке. И не за заоблачные, привязанные к курсу валюты цены, а за вполне реальные.

Кто-то зарезал поросенка, кто-то привез картошку и морковь. Появились соленья, осенние яблочки. К середине сентября пошли яйца, а чуть позже и птица. Курица выращивается достаточно быстро, а фермы в бывших совхозах еще подавали признаки жизни – и их реанимировали. И производство очень быстро наладилось. Далее молоко, сметана, сыр. Потом дальневосточная и северная рыба. А со временем подтянулось почти все. И еще полтора-два года основным местом покупок были эти самые рынки.

Так вот. Не будь тогда рынков, и не будь граждан с участками, фермеров и птицефабрик, т.е. малого и среднего бизнеса - мы бы так легко не отделались. Пришлось бы толкаться в очередях за хлебом и молоком по талонам. Ждать унизительной гуманитарки. А с учетом лихости времени, маловероятно, что все бы обошлось без разборок и очередной потери территорий или государственности в целом (вполне громко звучали призывы вообще отказаться от национальной валюты и перейти на доллары).

Второе.

Государство на вмешивалось в процесс товарообмена, не ушло в фискальщину (не пыталось отобрать немногие наличные средства в виде налогов и поборов), и не пыталось регулировать и навязывать людям способ выживать. Не было никаких карантинов, чрезвычайных мер, ограничений передвижения и т.д. Отсутствие этих мер оказалось очень кстати. Общество самоорганизовалось перед лицом необходимости выживания. На рынках стихийным образом сложилась простая и равновесная ситуация – никто и ничто не должно мешать бизнесу. Никакого формализма. Пришел с товаром – становись и торгуй. Но, что удивительно, в ту пору никто не травился продуктами, а воров и жуликов ловили прямо на месте и прямо там же наказывали. И рыночная "крыша" регулировала процессы эффективнее государственных структур.

Ну что, кто-то скажет, что я идеализирую 90-е? Нет. Я излагаю факты. Когда нечего есть, то не до споров про эффективность государственного и частного капитала.

А что же сейчас?

А сейчас малого и среднего бизнеса в части производства продуктов питания в полном цикле не существует. Он есть на бумагах, в бравурных отчетах. Он есть в разовом и штучном производстве. Например - сыров. Когда некий фермер производит сыр по цене в 3-5 тысяч за кило и покупают его гурманы-туристы. Или есть владельцы крафтовых пивоварен и ресторанчиков, но эти ребята не в счет, т.к. они сами закупают продукты у производителей.

И есть уродливые законы. Запрещающие собирать лисички со шляпками меньше полутора сантиметров. И запрещающие владельцам участков продавать излишки продукции на своих точках. Например, в ведре у дороги.

Это не рыночный хаос – это основа выживания общества в период жестких потрясений.
Это не рыночный хаос – это основа выживания общества в период жестких потрясений.

Я очень хочу остаться в пределах норм русского языка, но комментировать эти законы, не нарываясь на нарушение правил площадки, не могу. Поэтому предлагаю прочитать про подобные «нововведения» самостоятельно.

Что важно, эти законы, наряду с необузданной фискальщиной, (т.е. желанием найти, содрать ничтожный по размеру - но налог, оштрафовать, застращать), напрочь уничтожают способность населения что-то производить самостоятельно. Естественной нормой сейчас становятся участки с зеленой травкой и можжевельником. Все остальное – покупное. Черешня и клубника – узбекская. Помидоры – азербайджанские и турецкие.

-3

Что произойдет при разрыве логистики? При резком скачке цен? При условии резкой потери стабильности? Очевидная вещь. Продовольственный кризис.

Недавние события показали, что система может прийти в нестабильное состоянии мгновенно. С совершенно неожиданной стороны. А это значит, что тем, кто отвечает за безопасность – а авторы очень надеются, что такие люди есть, они разумны и действуют в долгосрочных интересах государства – подскажут зарвавшимся авторам подобных норм и законов, что пора бы дать задний ход. Не стоит столь откровенно лоббировать интересы крупных сельхозпроизводителей, владельцы которых могут покинуть страну на бизнес джетах в течение нескольких часов. Пора подумать о балансе интересов государства и обычных граждан.

А также остановить погоню за налогами в сфере, где объем производства измеряется мизерными цифрами по отношению к объемам утечек капитала или эксплуатации яхт особо богатых граждан. Но где очень важно сохранить возможность заработка одним, и обеспечение продуктами других граждан.

В субботу 24 июня все закончилось по наилучшему сценарию. Это очень, очень хорошо! Без всяких шуток. Стоит поблагодарить всех, кто помог разрешить конфликт и проявил выдержку и разум.

Но давайте думать о будущем. О том, как сделать государство более сбалансированным, удобным и заботящимся об интересах всех его граждан.