Читая книги о Гарри Поттере, мы воспринимаем их, скорее, как что-то доброе и совершенно детское: немного наивное, но родное и справедливое. Злодея тут побеждают, а "хороший парень" по итогу выживает. Только вот у всего есть двойное дно. И сегодня я предлагаю поискать его в Поттериане, благо, сама Джоан Роулинг дала нам немало подсказок.
А обратить внимание я сегодня хочу на проблемы магического общества, которые являются просто отражением нашего мира. Не все из этого очевидно, но игнорировать некоторые из них сложно.
Ликантропия — это метафора ВИЧ и СПИДА
Для тех, кто забыл, ликантропией в мире Поттерианы страдал лучший друг Джеймса Поттера и союзник его сына — Ремус Люпин. Этот добрый, но глубоко несчастный мужчина был оборотнем, что здорово сказалось на его общественном статусе. По большому счету, он не причинял вред людям, но те все равно выбросили его на обочину волшебного мира, считая его заболевания страшным и опасным.
Сама же Роулинг жалела Ремуса, отмечая, что писала его, как аллюзию на ВИЧ-положительного человека, которого тоже окружает немало пересудов и страхов со стороны посторонних людей. Лечение есть, общение с ним безопасно, но люди все равно считают его опасны и "прокаженным", стараясь свести любые контакты с мужчиной к минимуму.
Расизм повсюду, но в иной форме
И тут можно возразить тому, что расизма в книгах о Поттериане как раз-таки и не было. Всем было все равно на цвет кожи и разрез глаз других персонажей. Чжоу Чанг и Дин Томас не были изгоями, а Блейз Забини и вовсе стал другом Драко Малфоя в последних фильмах и книгах. Так о каком же расизме идет речь?
Все просто: борьба чистокровных людей против маглорожденных — это и есть расизм в чистом виде. На протяжении всей серии книг и фильмов мы можем наблюдать, как магглорожденных не только оскорбляют, но затем и вовсе — ущемляют в правах. Чистокровные искренне считают их вторым сортом, что очень уж напоминает классический расизм. Только мерилом "правильности" тут является не цвет кожи, а чистота крови.
Стигматизация — залог ненависти
Проще говоря — навешивание ярлыков. Ситуация, когда о человеке судят не по тому, кем он является в действительности, а исходя исключительно из каких-то своих стереотипов, которые в действительности могут вовсе отсутствовать. Именно с таким отношением столкнулся Гарри, когда попал к Дурслям.
Он моментально стал для них ненормальным уродом, хотя к ним подселили просто мальчика, который на тот момент даже не был полноценной личностью. По словам самой Роулинг это произошло как раз из-за того, что Петунья и Вернон были чрезвычайно стигматизированы, консервативны и обладали зашоренным мышлением, которое не давало им видеть дальше собственного носа.
Второй пример, который я заметила сама не так давно — Снейп. В целом зельевар в книге оказался скорее положительным героем, который искренне защищал Поттера. Но при этом так и не смог воспринимать его, как полноценную личность. Он не мог отделить мальчика от своего отца, сразу навешивая на него ярлык "тщеславного" и "самовлюбленного".
Социальное безразличие
Об этом Роулинг не говорила в открытую, но из некоторых ее ответов можно понять, что отношение окружающих к проблеме сирот оказалось чрезвычайно слабым. Всем было попросту плевать на то, как герою магического мира живется с его родственниками. Никто не пытался помочь мальчику или хотя бы просто поговорить с родственниками, чтобы узнать, что происходит в его "семье".
Но безразличие в данном случае тотально и беспросветно: не только волшебникам, но и самим маглам плевать на судьбу ребенка: они видят его труд в саду, видят его худобу и поношенную одежду, но не делают ничего, чтобы помочь ребенку. Что уж там, даже казалось бы, близкие люди в лице Миссис Фигг и близнецов Уизли не делают ничего, видя те же решетки на окнах, кошачью дверку для еды и откровенно жестокое обращение со стороны Дурслей.
Увы, не все смогли углядеть в книгах глубокий социальный подтекст, поэтому сейчас серия романов критикуется многими. Сама же Роулинг обвиняется в трансофобии и расизме, что едва ли соответствует действительности. Просто кто-то не способен углядеть то, что не лежит на поверхности.