Найти тему
Прожектор оборонки

Чем С.Шойгу и В.Герасимов разозлили Е.Пригожина?

Просмотрев все видеоролики с участием командира «Вагнера» Е.Пригожина за последнее время, я пришел к выводу о том, что главной причиной недовольства Е.Пригожина деятельностью Министра обороны и Начальника Генерального штаба является отсутствие боеприпасов.

В самые тяжелые дни боев за Бахмут бойцам «Вагнера» не давали боеприпасов, их также не поддерживали огнем артиллерии. И это несмотря на то, что на складах Российской Армии, по утверждению Е.Пригожина, полным полно артиллерийских боеприпасов.

Само наличие огромного количества боеприпасов на складах и в арсеналах ни о чем не говорит. Все боеприпасы имеют в своем составе порох. Все пороха имеют в своем составе летучие и нелетучие вещества. Нелетучие вещества хранятся очень долго. Но летучие вещества, как видно из названия, спустя определенное время, улетучиваются, каким бы герметичным не был снаряд.

Через 20 -30 -50 лет хранения боеприпасы теряют свою боеготовность. Если на складах в Приднестровье до сих пор лежат миллионы боеприпасов выпуска 1940-х – 1950-х годов, то толку от них сегодня нет никакого.

Что делают с просроченными боеприпасами? Их утилизируют. Сначала выворачивают взрыватель, затем отделяют гильзу от снаряда, затем высыпают порох в мешки и ящики, грузят в железнодорожные вагоны и везут на пороховой завод.

На пороховом заводе порох попадает в ЦЗЛ – Центральную заводскую лабораторию. Здесь специалисты-химики определяют наличие и отсутствие того или иного компонента и отправляют порох в цеха, где отсутствующие компоненты добавляют в старую смесь и порох вновь обретает боевые качества.

Брикеты с восстановленным порохом перевозят на снаряжательный завод, где происходит снаряжение новых артиллерийских боеприпасов. Готовые боеприпасы развозят по армейским складам.

К сожалению, этот восстановленный порох не обладает качествами нового пороха. Совместное наличие старых и новых компонентов влияет на точность стрельбы. Танкисты-асы, участвовавшие в танковых стрельбах в Алабино, рассказывали мне, что для пристреливания таких снарядов даже им – асам – требуется два -три дня. Два – три дня снаряды летают то влево, то вправо, то делают недолет, то делают перелет. Поняв, наконец, норов снарядов и разгадав все особенности их характера, танкисты начинают стрелять в «десятку».

Что возможно в Алабино, невозможно в бою. Во-первых, в армии нет такого количества танкистов-асов. Во-вторых, действующая армия не может себе позволить перед каждым боем два-три дня вести пристрелку по противнику.

Вывод: наличие огромного количества боеприпасов на складах ровным счетом ни о чем не говорит. Даже наличие определенного количества боеприпасов с восстановленным порохом тоже ни о чем не говорит. Вопрос: куда делся свежий порох?

Во времена раннего СССР порох делали из нитроцеллюлозы, которую добывали из опилок. Весь процесс был отработан до мелочей. Огромное количество людей признавали врагами народа и отправляли в лагеря. В лагерях были устроены так называемые Лесоповалы. Каждый Лесоповал был сверхрентабельным предприятием. Лес валила бесплатная лагерная мужская рабочая сила с помощью ручных пил и топоров. Женская лагерная сила обеспечивала Лесоповалы бесплатным пошивом ватников, рукавиц и шапок-ушанок. Часть лагерной силы трудилась в подсобных лагерных хозяйствах, где выращивала бесплатные картофель, репу, свеклу, брюкву, а также свиней.

Во времена позднего СССР порох стали делать из хлопка, который давал более качественную нитроцеллюлозу. Хлопок не был бесплатным, но все же был очень дешевым, так как хлопковые коробочки под палящим сорокоградусным солнцем собирали женщины и дети. Все хлопковые республики – Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан – находились в составе СССР и поставляли хлопок военной промышленности по минимальным ценам.

После распада СССР хлопковые республики оказались за границей России. В 1990-е годы у страны денег не было и весь хлопок скупили США. Это был парадокс – страна, имеющая огромное количество хлопковых плантаций и негров, закупает хлопок за тридевять земель. Но расчет американцев был правильным: они полагали, что некоторое время спустя Россия поднимется с колен и вновь начнет развивать военную промышленность. Основой военной промышленности является порох. Необходимо приложить все усилия, чтобы лишить Россию пороха.

Сегодня американцы продолжают покупать хлопок у бывших республик СССР по долгосрочным договорам. Россия может приобрести либо хлопковые ткани, либо хлопок по коммерческим ценам. Но, как говорят специалисты, если хлопок по этим коммерческим ценам закупать, то каждый выстрел из автомата Калашникова станет серебряным, а каждый выстрел их танковой пушки станет золотым.

Ученые предложили добывать нитроцеллюлозу из конопли. По слухам, когда они сообщили об этом варианте министру обороны, он выгнал их из кабинета со следующими гневными словами: «Меня и так обвиняют во всех смертных грехах. Не хватало, чтобы меня обвинили еще и в выращивании конопли на радость наркоманам».

Конопляный вариант был отвергнут. Есть и другие варианты, но их реализация требует времени и сил. Ни времени ни сил нет. Другие проблемы также стучатся в дверь.

Корпус снаряда – это 50 процентов металлургии и 50 процентов металлообработки. Лучшие металлургические заводы остались на Украине. Российские металлурги гонят только сверхприбыльную продукцию – прокат газовых и нефтяных труб, арматуру для жилищного строительства и листы для автомобильной промышленности. Ничего другого они делать не хотят. Металлообрабатывающей промышленности в России практически нет – все допотопные токарно-винторезные станки были сданы на металлолом, все поставки новейших импортных станков прекращены.

Единственный завод по производству стволов танковых пушек – Мотовилихинский артиллерийский завод в Перми – несколько лет находился в состоянии банкротства. Все специалисты и квалифицированные рабочие уволились. Полностью прекращена работа ряда заводов по производству взрывателей. Флагман отечественного танкостроения – Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле – не справляется с поставками танков в действующую армию. Министр обороны попросил омских танкостроителей увеличить выпуск танков. Но Омский завод уже много лет производит инженерную технику и огнеметные системы. Для увеличения выпуска танков потребуется время, деньги и трудовые ресурсы. Ни первого, ни второго, ни третьего нет.

Напомню: на крупнейшем в стране комбинате по производству боеприпасов – Новосибирском «Сибсельмаше» - в годы Великой Отечественной войны работало 100 000 человек. Комбинат работал непрерывно, в три смены. Некоторые цеха насчитывали до 2 000 работающих. Комбинат отгружал фронту ежедневно несколько эшелонов боеприпасов.

Сегодня какой-нибудь директоришка возглавит завод на 500 работающих и ходит, раздув щеки: посмотрите, какой я крутой. Старые руководители над такими смеются: «Этот клоун у меня на заводе работал бы максимум старшим мастером».

В битве за Берлин принимали участие 40 000 артиллерийских орудий и минометов. Они выпустили по городу снаряды и мины общим весом свыше 26 000 тонн. Штурмовали город 6 000 танков и самоходок… Только после этого Победа пришла.

Шойгу и Герасимов, конечно, во всем виноваты. Но, поверьте, они ни в чем не виноваты!

Читайте канал «Прожектор оборонки». В нем Вы найдете аналитику, которой нет на других каналах.

Михаил Первов