Детям трудно сосредоточить внимание. Это известно давно, и довольно надежно подтверждается многими экспериментами. Меня тема детского мозга живо волнует. Сегодня внимание к нему повысилось в связи с обучением ИИ. Все видят, что мы ИИ как-то не так учим. А как надо? Вот один из ответов: «будьте как дети».
Блестящий, на мой взгляд, эксперимент поставили в Университете Торонто (ссылка). Идея простая как грабли. Еще Рамачандран писал, что самые глубокие эксперименты в нейробиологии — очень простые. Здесь, правда, без фМРТ не обошлось. Но, кажется, без него нейробиологи сегодня даже кушать не садятся.
В эксперименте участвовали два десятка взрослых (20-30 лет) и примерно столько же детей (7-9 лет). Обычно 9-10 лет считается границей детства. Дальше начинаются и гормональная перестройка, и перестройка мозга, особенно, префронтальной коры.
Что сделали в Торонто. Испытуемого засовывают в томограф и снимают фМРТ, пока он одну за другой разглядывает картинки. На каждой картинке один из четырех статических объектов: шмель, дерево, машина, кресло. Еще по картинке бегут точки: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.
Первый опыт. Испытуемому говорят: на точки внимания не обращаем, будто их нет, смотрим только на объекты, когда шмель появляется второй раз, жмем на кнопку. Потом та же история с другими объектами.
Второй опыт с теми же картинками. Испытуемому говорят: на объекты внимания не обращаем, будто их нет, смотрим только на точки, когда направление движения точек повторяется, жмем на кнопку.
В это время идет сканирование зрительной коры. Еще недавно это было прорывом, сегодня — рутина: по активности коры можно определить, что видит человек, например, шмеля или точки, падающие сверху вниз.
Ну и самое интересное, что же они такими простыми граблями намеряли. Взрослому, чтобы понять, что шмель уже был, нужна 1 секунда, а ребенку — 1,5. Реакция ребенка сильно медленнее. Но это было понятно и до опыта.
А вот, что понятно совершенно не было. На фМРТ зрительной коры у взрослого, которому сказали, что на точки смотреть не надо — точек практически нет, зато — объект четкий. И наоборот, если взрослому сказать, что надо смотреть только на точки, точки видны отчетливо, а вот объект — сильно размазан. На фМРТ ребенка независимо от того, что его просили игнорировать, всегда есть и объект и точки. Причем, обработка изображения, которое просили игнорировать практически такая же полная, как и того на чем велели сосредоточиться.
Нейробиологи люди строгие, поэтому особенно-то бла-бла-бла разводить не любят. Но они все-таки не удержались и дали интерпретацию этому опыту. Ребенок видит мир, как целое. И только, получив полную картину, сосредотачивает внимание на конкретных деталях. Это медленно, это очень энергозатратно, поэтому мозг, взрослея, пытается оптимизировать процесс и учится сразу схватывать только то, что реально нужно сейчас. Говорят тебе: «смотри на точки», — значит, не отвлекайся и забудь про объекты. Не теряй время.
Ребенок так не умеет и, видимо, поэтому он получает опыт восприятия целого мира.
Знаменитый эксперимент с «невидимой гориллой» этот новый результат хорошо подтверждает. А этот новый результат объясняет, почему горилла «невидимая». Напомню в двух словах о горилле. Участникам эксперимента сказали: вот люди, они передают друг другу мяч, посчитайте сколько раз они его передавали. Участники считали. А потом их спрашивали: а вы видели гориллу? Оказывается, во время эксперимента по сцене, где передавали мяч, ходил человек в костюме гориллы. Половина участников эксперимента гориллу «не заметила». Если учесть результат опыта с объектами и точками, понятно почему: участники гориллу просто не видели. Они были слишком сосредоточены на подсчетах. Их мозг гориллу не зарегистрировал. Если бы опыт был поставлен с детьми, можно предсказать, что гориллу бы увидели почти все, хотя, наверно, число передач посчитали бы много хуже.
Взрослый мозг легко отвлечь от целой картины, просто дав ему задание сосредоточиться на чем-то одном. Если удастся убедить мозг, что это одно и есть главное, он все остальное «не видит» — буквально на физическом уровне.
Видимо, так работает, например, пропаганда. Мальчик из сказки Андерсена увидел голого короля, потому что у него детский мозг. Не потому что он особенно чист, честен и высокоморален, не потому что «устами младенца глаголет истины», а потому что его мозг еще не научился, игнорировать нерелевантную информацию. Грубо говоря, взрослые не видели голого короля, потому что это — невозможное событие. Мозгу крайне непросто на таком событии сосредоточиться.
У меня взрослый мозг, поэтому я не знаю, например, от чего отвлекались бесчисленные взрослые мозги, глядя последние два дня всю эту мятежную тик-ток-оперетту. Но если бы в это время случилось целое нашествие горилл, это бы мало кто заметил. Только дети.
Одна из главных претензий к ИИ: он «не понимает», что он видит, слышит, читает. Один из признаков «понимания» — это умение соотносить детали с целым. С деталями у ИИ — все хорошо, а вот с целым — большие проблемы. Наверное, потому, что не был ребенком.
Владимир ГУБАЙЛОВСКИЙ