Габриэль "Коко" Шанель — одна из самых известных модельеров в истории. Она преодолела много препятствий, прежде чем добилась успеха, рожденного страстью и упорным трудом. Хотя ей приписывают создание образов, которые до сих пор популярны (маленькое черное платье, например), она также была вовлечена в какой-то гнусный бизнес, за который никогда не привлекалась к ответственности. Давайте окунемся немного глубже в жизнь француженки, которая и по сей день оставила большое наследие в области женской моды.
Шанель провела часть своего детства в приюте, где научилась шить
Габриэль Бонер Шанель родилась в 1883 году в семье уличного торговца Альберта Шанель и прачки Эжени Жанны Деволь. У Коко Шанель было пятеро братьев и сестер. Семья была очень бедна и жила в однокомнатной квартире в Брив-ла-Гайард, Франция. Мать умерла, когда Габриэль была ребенком. Ее братьев и сестер забрали к себе родственники, а Коко попала в приют католического монастыря Обазин .
Религиозный орден Конгрегация Святого Сердца Марии заботился о брошенных и осиротевших девушках и требовал, чтобы они жили строгой и дисциплинированной жизнью без особых удобств. Хотя это место нельзя назвать идеальным, но Коко находилась там до совершеннолетия. Именно здесь Шанель научилась шить и стала швеей, что пригодилось ей в дальнейшей жизни.
Когда ей исполнилось 18 лет, она вышла из приюта и переехала в Мулен, чтобы остаться в пансионе для женщин-католичек. Повзрослев, Шанель скрывала свое прошлое. Она утверждала, что жила с двумя тетями после того, как умерла ее мать, поскольку бедность и сиротское детство были тогда постыдным способом воспитания.
Работая швеей, Шанель подрабатывала пением. Молодая женщина проводила немало времени в кабаре. Она выходила на сцену в павильоне Мулен, La Rotonde. Ее работа заключалась в том, чтобы выступать перед публикой в перерывах между действиями. Помимо этого, она разносила и собирала тарелки. Многим нравился ее невинный магнетизм, особенно военным мужчинам, завсегдатаям кабаре.
Две из ее любимых песен были "Qui qu'a vu Coco?" ("Кто видел Коко?") и "Ко Ко Ри Ко". Коко в конечном итоге стало ее прозвищем. Однако Шанель любила приписывать имя своему отцу. Тем не менее, другие считают, что это название переводится с французского как "кокотка", что означало "содержанка".
К сожалению, пела Шанель не так хорошо, чтобы сделать на пении карьеру. Но девушка привлекала людей своей молодостью и харизмой.
В 20 лет Шанель начала встречаться с бывшим кавалерийским офицером и наследником текстильной промышленности Этьеном Бальсаном.
Он был очень богат и жил в замке Руаялье, недалеко от Компьеня. Бальсан души не чаял в Шанель и дарил ей все, от бриллиантов до платьев, обеспечивая ей совсем другую жизнь, чем в детстве.
Тем не менее, это не помешало Шанель влюбиться и закрутить роман с лучшим другом Бальсана, капитаном Артуром Эдвардом Капелем, который предоставил ей квартиру в Париже.
Пара рассталась после девяти лет совместной жизни, а ее бывший возлюбленный погиб в автокатастрофе пару лет спустя, в 1919 году.
Шанель № 5
Шанель выпустила свой фирменный аромат Chanel № 5 в 1921 году. Это число имело для Габриэль особое значение, уходящее в ее прошлое, к жизни в приюте. Каждый день она ходила в часовню на ежедневные молитвы. Пути представляли собой серию круговых узоров с цифрой пять. Другие источники утверждают, что из всех ароматов, которые пробовала Шанель, это был пятый, состоящий из жасминовых и цветочных ароматов, который вдохновил ее дать название своему известному парфюму.
Форма флакона духов была похожа на флаконы для туалетных принадлежностей, которые Капель носил в своей дорожной сумке, либо на графин под виски, который он предпочитал. Цель Шанель состояла в том, чтобы создать тонкий и изысканный стеклянный флакон для своего аромата, и она якобы использовала имущество Капеля в качестве своего вдохновения.
Коко Шанель была нацистской шпионкой
Согласно рассекреченным документам французского правительства, во время Второй мировой войны Шанель работала на нацистскую военную разведку . У нее было много связей, она была знакома со многими знаменитыми людьми: художниками, дипломатами и политиками.
Среди ее знакомых были такие, как премьер-министр Уинстон Черчилль. Она начала отношения с бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге, офицером абвера, немецкой военной разведки, в 1940 году, после того, как нацисты захватили Париж.
В то время Шанель жила в парижском отеле Ritz, который служил штабом для немцев.
Уинстон Черчилль и Коко Шанель
Шанель стала агентом абвера F-7124 в 1941 году. Ей было поручено получить "политическую информацию" во время поездки в Мадрид, где она встречалась с британским дипломатом Брайаном Уоллесом.
После войны Шанель свидетельствовала во французском суде, объясняя свою связь с абвером. Она утверждала, что любое участие было лишь средством вызволить ее племянника из тюрьмы. По крайней мере, это было правдой. Она пыталась использовать свое влияние, чтобы освободить Андре Паласса, который был в заключении в немецком лагере с 1940 года.
Шанель не получила наказание за свою связь с нацистами. После войны она ненадолго исчезла из виду, чтобы не привлекать к своей персоне излишнего внимания. И с триумфом вернулась в индустрию моды в 1954 году.
Модные идеи Шанель, включая брюки для женщин, были революционными.
Почти за десять лет до того, как она выпустила свой фирменный аромат, ее возлюбленный Капель дал Шанель немного денег, чтобы открыть небольшой магазин шляп в Довиле. Наряду со шляпами она производила спортивную одежду, в том числе трикотажные свитера и матросские блузки, полюбившиеся богатым женщинам, которым надоело носить облегающие корсеты. Парижанки полностью приняли философию Шанель, что одежда должна быть роскошной, но удобной. Ее простая, но непринужденная одежда была радикальным, но долгожданным отклонением от социальных норм.
Одежда из джерси Chanel 1917 года
Шанель хотела, чтобы у женщин было больше свободы, когда дело касалось моды, в отличие от их ограничивающих корсетов и юбок. Она выбирала модели, которые не требовали нижнего белья и набивки. Что касается ее революционного решения носить брюки, то все сводилось к удобству. Во время поездки по Венеции она носила брюки, потому что так было легче путешествовать на гондоле. Кроме того, она справедливо решила, что ездить верхом в длинной юбке неудобно, поэтому надела мужские брюки. Шанель также носила брюки вместо купального костюма во время посещения пляжного курорта в Довиле, потому что не хотела выставлять себя напоказ.
Габриэль Коко Шанель
Однако позже Шанель пожалела об этой тенденции и сказала, когда ей было 86 лет: "Я придумала их из скромности. А когда 70% женщин носят брюки на вечернем ужине, это довольно печально".
Между тем, к концу 1920-х годов компания Шанель, в которую входили: ее дом высокой моды, парфюмерная, текстильная фабрики и ювелирная империя, — насчитывала тысячи людей и стоила миллионы долларов.
Шанель ответственна за популяризацию загара
В 19-м и начале 20-го века богатые люди предпочитали бледную кожу. Они считали, что любой человек с коричневой кожей принадлежит к низшему классу, что для них было неприемлемо. Все изменилось в 1923 году, когда Шанель отправилась в круиз по Французской Ривьере и получила солнечный ожог. Когда она вернулась в Париж, люди обратили внимание на ее изменившуюся внешность и вскоре начали подражать ее новому образу.
Отныне загар стал модным и признаком богатства. К сожалению, ее случайный загар оказал серьезное негативное влияние на общество в целом, которое до сих пор находит отклик. По данным FDA, не существует такого понятия, как "безопасный" загар, потому, что он может вызвать меланому, самый смертоносный тип рака кожи.
Шанель также создала маленькое черное платье и женские костюмы
В наши дни у многих женщин в гардеробе есть маленькие черные платья , которые они могут надеть на различные мероприятия. До того, как Шанель вышла на модную сцену, большинство женщин носили черное только на похоронах или в трауре. Но Шанель не была поклонницей слишком ярких цветов, поэтому решила разработать базовое черное платье, которое станет основой гардероба многих женщин. Vogue опубликовал рисунок ее черного футляра длиной до икры в 1926 году. Так родилось маленькое черное платье,которое непременно должно быть вгардеробе каждой женщины.
Шанель также была одной из первых дизайнеров, которые черпали вдохновение в мужской одежде или, как отмечалось на ее официальном сайте, создали гардероб, "с мужскими акцентами". Она разработала женские костюмы с жакетами свободного кроя, приталенными рукавами и узкими юбками. Цель состояла в том, чтобы создать одежду, которую женщины могли бы носить в офисе, в тех отраслях, где доминируют мужчины. Такие знаменитости, как Одри Хепберн, Грейс Келли и Джеки Кеннеди, — это лишь некоторые из женщин, которые носили костюмы Chanel.
Шанель прожила в отеле более 30 лет.
Коко Шанель продолжала работать до своей смерти. Она оставила этот мир в 87 лет, 10 января 1971 года, в парижском отеле "Ритц" — месте, которое она называла домом на протяжении 34 лет . За это время в отеле останавливались самые известные гости, в том числе писатель Ф. Скотт Фицджеральд, композитор Шопен, актер Чарли Чаплин и писатели Марсель Пруст и Эрнест Хемингуэй. Шанель навсегда переехала в отель в 1937 году и жила в роскошной частной квартире, состоящей из нескольких люксов.
Она часто использовала служебный вход, чтобы попасть в свой дом. И легенда гласит, что, когда она ехала из "Ритца" в свой дом высокой моды через улицу Камбон, швейцар отеля сообщал ее сотрудникам, что она уже в пути. До ее прибытия сотрудники успевали распылить "Шанель № 5" на улице. Однако эта широко распространенная сказка, скорее всего, является приукрашиванием.
Сегодня в отеле Ritz хранятся уникальные эскизы и фотографии, посвященные Шанель, одной из самых знаменитых дизайнеров Франции.