Всем здорово!
Если вы хоть немного интересуетесь Летовской культурой, то вам наверняка знакома такая песня еще посевских времен, как «Детский доктор сказал ништяк». Так же она мелькала в альбоме Оптимизм, но не суть.
На первый взгляд она представляет из себя простое нагромождение текста (как и мои статьи), но тем не менее, для нее существуют версии интерпретации и расшифровки подтекста (!)
Чтобы вы понимали о чем идет речь, для начала я приведу сам текст этой песни, а позже мы самостоятельно с вами попробуем понять её смысл, а так же рассмотрим общепринятые расшифровки, а том числе и от самого Летова.
Детский доктор сказал:«Ништяк»
Глеб Матвеич сказал:«Вощще»
Фрол Михалыч сказал:«Сказал»
Джон Тамарыч сказал:«Вощще»
Лев Абрамыч сказал:«Non stop»
Мы сказали :«No pasaran»
Клалафуда сказала:«Хой!»
Кто-то снова сказал:«Вощще»
Бонифаций сказал:«Каya»
Дверь сказала:«Закрой меня»
Кузя Уо сказал:«Открове»
Я сказал и меня вощще
Добрый дядя сказал:«Пиджак»
Бодхисатва сказал:«Узюм»
Баба Миша сказала:«Ро»
Я подумал и промолчал.
Даже пальто
C`est la vie pourquois
Может, Г.О.
Думаю, не мешало бы перед переходом К основном части статьи, разобраться С неочевидной терминологией этой песни.
Ништяк - все в порядке
Нон стоп - без остановки, подряд (?)
Но пасаран - политический лозунг
Что же значит клалафуда? - диалог, разъясняющий эту тему, удалось найти на просторах интернета:
- Здравствуй, Егор. У меня такой вопрос: кто такая Клалафуда которая сказала "хой", которая клалафу.. ?
- Это была такая детская радиопередача про легендарного сказочного путешественника, которого звали Тлалафуда Тлалафу. Остальное объяснит вам Кузьма, если будет в хорошем настроении.
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Остальное не так интересно, поэтому предлагаю перейти к концу текста, именно к фразе "C`est la vie pourquois", которая, в переводе с французского, образует риторический вопрос о сути бытия: «Почему жизнь такова?»
Так что же это все значит?
Как я говорил в самом начале, существует довольно много версий, среди которых как весьма убедительных, так и явно притянутых. Например, существует такая трактовка:
В песне перечисляются варианты для названия новой группы, что логично, ведь это уже поздний Посев, а потому среди актуальных стоял вопрос о выборе названия для нового музыкального коллектива. Вот что говорит об этом сам Егор:
«Последняя песня, после чего нас забрали. То есть и до этого имела место ежедневная гамазня с допросами и т.п., так что исходя из реалий времени мы отлично понимали, что нас ЗАКРЫВАЮТ. В этот момент. Навсегда. Именно из этих соображений и надо подходить к тому, что мы (и нам подобные по всей стране) делали тогда. Никому же не могло придти в голову, что когда-нибудь ВСЁ ЭТО (коммунистический реализм «действительной жизни») кончится! Такой мысли даже не было. Может, всё это поделило нас, то поколение, на каких-то суперсолдат и бесчисленных суперрабов, так и не приспособившихся впоследствии к свободе. Мы жили и знали, что ВСЁ ЭТО будет ВСЕГДА. ВЕЧНО. Это очень важно для понимания. Я думаю, это вообще невозможно объяснить тем, кто ТАМ или ТОГДА не был. Существовали совсем другие приоритеты. В нашей компании, например, было такое ёмкое понятие «ПРОТЕСТ». Из соображений его и рассматривалось любое творчество и событие — старое, новое, — вообще. Либо в нем есть «ПРОТЕСТ» (за что можно получить), либо — нет. Тогда этому и цена — говно. Исходя из этого и предпринимались любые действия. С одной стороны, это очень упрощало жизнь и творчество. С другой, окончание всего — и жизни, и творчества, было очень рядом, на волоске. Поэтому я и воспринимаю то время как погребально-праздничный фейерверк, праздник бунта, собственной свободы вопреки всему и печальной ВОЙНЫ, детской и звериной.
Так вот, мы знали, что со дня на день нас закроют, и мы сочинили такую нашу последнюю песню, песенку. «C`est la vie pourquois». «Может Г.О.». Серега Сергеев принес магнитофон, «Ноту» — мы записались напоследок, пожали друг другу руги и на следующий день группы не стало.»
Существует другая, менее примечательная версия, которая гласит, что здесь никакого подтекста нет, ибо весь упор делается на игре контрастов. Если вы не понимаете, о чем речь, сейчас объясню:
Детский доктор сказать ништяк - маловероятное событие в жизни, ведь это доктор, профессионал, так еще и детский! Как он может общаться жаргонизмами.
А то, что почтенные люди, к которым обращаются по имени-отчеству, Фрол Михалыч и Джон Тамарыч используют слова молодëжного сленга.
А Клалафуда, герой детской радиопередачи, бьëт все рекорды, говоря откровенно антисоветский лозунг по тем временам - «Хой»!