Бессмертные - элита персидской армии

Десять тысяч Бессмертных были элитой персидской армии империи Ахеменидов (ок. 550–330 до н. э.). Они составляли личную охрану царя, а также считались ударными отрядами пехоты в персидской войне. Они являются одними из самых известных боевых сил древнего мира.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Десять тысяч Бессмертных были элитой персидской армии империи Ахеменидов (ок. 550–330 до н. э.). Они составляли личную охрану царя, а также считались ударными отрядами пехоты в персидской войне.


Их название происходит от политики, согласно которой их число всегда составляет ровно 10 000 человек; если один из их числа был убит или не мог иным образом выполнять свои обязанности, на его место выбирался другой, создавая таким образом впечатление, что их нельзя убить и, следовательно, они бессмертны и непобедимы.

Впервые они упоминаются Геродотом (ок. 484–425/413 до н. э.) в его «Историях» (VII.83.1, VII.211.1, VIII.113.2), а также более поздними авторами, которые упоминают их, такими как Гераклид Кумский (ок. 350 г. до н. э.) или Считается, что Афиней из Навкратиса (ок. 2-го / начало 3-го века н. э.) и другие опирались на работы Геродота. Маловероятно, что такие писатели, как Ксенофонт (ок. 430 - ок. 354 г. до н.э.) или Полиен (ок. 2 век н.э.), которые также упоминают их, также ссылались на Геродота, поскольку они оба предоставляют информацию, которой нет в «Историях» Геродота. Ксенофонт, сражавшийся в качестве наемника в Персии на стороне Кира Младшего (ум. 401 г. до н. э.), несомненно, слышал истории о Бессмертных.

Геродота критиковали как древние, так и современные писатели за ошибки в его работе, а также за приукрашивание и преувеличение, и поэтому некоторые современные ученые выдвинули утверждение, что в персидской армии никогда не было 10 000 Бессмертных (игнорируя или объясняя их упоминаются Ксенофонтом и Полиэном), утверждая, что Геродот перепутал древнеперсидское слово «последователь» (анусия) со словом анауса («бессмертный»). Согласно этому утверждению, 10 000 Бессмертных были не более чем отрядом пехоты, и Геродот раздул их репутацию своей склонностью к рассказыванию историй.

Однако это утверждение оспаривается отчетами о Бессмертных как об элитном подразделении более поздней Сасанидской империи (224–651 гг. Н. Э.). Основатель этой империи Ардашир I (годы правления 224–240 гг. Н. Э.) Организовал свои вооруженные силы так, чтобы они отражали вооруженные силы Империи Ахеменидов (в равной степени опираясь на такие модели, как парфянская война и римская армия), и включил 10 000 Бессмертных. Единственная разница между сасанидскими и ахеменидскими Бессмертными, помимо лучших доспехов и снаряжения последних, заключалась в том, что сасаниды были кавалерией (известной как джавидан или зайедан), а ахемениды были пехотой. В обеих империях Бессмертных выбирали из воинов, зарекомендовавших себя достойными как боевыми навыками, так и качествами характера, и являвшимися самой грозной единицей в армиях двух величайших империй древнего мира.



Происхождение и обучение


Бессмертные были впервые сформированы во время правления Кира II (Великий, ок. 550–530 гг. До н.э.), основателя Империи Ахеменидов. Кир Великий победил мидян, которые контролировали регион, а затем предпринял серию кампаний по расширению своей территории, завоевав Лидию в 546 г. до н.э., Элам в 540 г. до н.э. и Вавилон в 539 г. до н.э. Затем он включил в свою армию мидийских и эламитских воинов, часто давая мидянам и эламитам командные должности.

Согласно иранской исторической традиции, Бессмертные были впервые организованы полководцем Пантеей Артешбод и ее мужем генералом Арьясбом, возможно, после их участия в битве при Описе в 539 г. до н.э. Говорят, что Пантея Артешбод управляла Вавилоном после его падения под властью Кира и в то время впервые учредила элитную гвардию Бессмертных. Говорят также, что она была их первым командиром, что вполне вероятно, поскольку свидетельства того, что женщины служили на высокопоставленных должностях в персидских вооруженных силах, давно подтверждены вещественными доказательствами в гробницах и отчетами греческих и римских историков.

Ксенофонт в своей «Киропедии» (полувымышленный рассказ о жизни и правлении Кира) утверждает, что Кир сформировал свою дворцовую стражу из лучших воинов армии, а затем создал элитное подразделение из лучших из лучших:



Соответственно, он взял из них десять тысяч копейщиков, которые охраняли дворец днем и ночью, когда бы он ни был в резиденции; но всякий раз, когда он куда-то уходил, они шли по порядку по обе стороны от него. (VII.5.68)



Это были персы и мидяне, и считается, что они принимали участие в различных кампаниях Кира против Лидии, Элама и Вавилона в качестве личной охраны царя, а также в качестве ударных войск. Также считается, что они отправились с сыном Кира Камбисом II (годы правления 530–522 до н. э.) во время его египетской кампании в 525 г. до н. э.

Персидские лучники во дворце Дария в Сузах. Экспонируется в Пергамском музее / Переднеазиатском музее в Берлине.
Персидские лучники во дворце Дария в Сузах. Экспонируется в Пергамском музее / Переднеазиатском музее в Берлине.

Кир создал постоянную армию (спада), но сохранил старую систему сборов, известную как кара. Ученый Стефан Г. Криссантос комментирует:



Первоначально персидская армия состояла из ополчения персидских подданных царя. Однако не все персы участвовали. Только те, у кого было достаточно средств для приобретения собственного военного снаряжения, несли службу; следовательно, сбор, или кара, представлял более богатые слои персидского общества. (21)



Кара останется неотъемлемой частью персидской армии, но ожидалось, что сатрап (персидский губернатор) сатрапии (провинции) предоставит призывников для военной службы, а также либо поведет их в бой, либо назначит для этой цели доверенного генерала. Призывники происходили из всех подвластных наций империи, от Анатолии до Египта и Средней Азии, но ядро спады составляли персы и мидяне, и именно из этой группы выбирались Бессмертные. Хрисантос описывает обучение, которое требовалось от сыновей персидской и мидийской знати:



С пятилетнего возраста избранных дворян обучали обращаться с луком, метать копье и ездить верхом. Они были обучены переносить холод, жару и дождь, а также маршировать в любую ненастную погоду. Их пища была скудной, и их учили жить за счет земли, если это необходимо. Они регулярно охотились и соревновались в спортивных состязаниях, включая бег и испытания на выносливость. Их характер не был проигнорирован; их учили персидской религии и уважению к их богу Ахура Мазде, и они изучали историю своего народа и особенно благородные подвиги героических людей. Их проинструктировали об их обязанностях перед персидским богом, персидским народом и особенно перед персидским царем и семьей Ахеменидов. Наконец, их учили говорить правду, что было одобрено многими греческими историками. (23)



Военная служба начиналась в 20 лет, а профессиональным солдатам разрешалось уходить на пенсию в 50 лет; впоследствии они были награждены земельными участками и пенсией в благодарность за службу.

Униформа и оружие


Геродот дает описание персидских сил армии Ахеменидов в Книге VII.61. Часто утверждалось, что изображения персидских воинов в городах Сузы и Персеполис представляют собой 10 000 Бессмертных, но, исходя из этого описания, более вероятно, что они представляют собой изображения регулярной персидской армии с, возможно, случайным изображением Бессмертный:



На головах они носили, как они их называют, тиары, свободные войлочные шапки, а тела их были одеты в пестрые туники с рукавами (и нагрудниками) из железных пластин, похожих скорее на рыбью чешую. Их ноги были покрыты штанами, а вместо обычных щитов они несли куски плетения. Под щитами у них висели колчаны, короткие копья, большие луки, стрелы из тростника, а также кинжалы, свисающие с пояса у правого бедра. (VII.61)

Десять тысяч Бессмертных были элитой персидской армии империи Ахеменидов (ок. 550–330 до н. э.). Они составляли личную охрану царя, а также считались ударными отрядами пехоты в персидской войне.-3

Геродот также описывает личную одежду Бессмертных и обоз, следовавший за ними в битву:



Их снаряжение уже было описано, но они также выделялись огромным количеством золота, которое они носили на себе. Они также привезли крытые повозки для своих наложниц, многочисленную и хорошо экипированную свиту рабов и свою личную провизию, отдельную от провизии других воинов, перевозимую на верблюдах и запряжённых животных. (VII.83)



В империи Сасанидов Бессмертные (как уже отмечалось) были кавалерийскими подразделениями. Их униформа и оружие описаны римским историком Аммианом Марцеллином (ок. 330–400 гг. н. э.), который дает наиболее полное описание персидского рыцаря:



Все роты были закованы в железо, а все части их тел были покрыты толстыми пластинами, подогнанными так, что жесткие суставы соответствовали суставам их конечностей; а формы человеческих лиц [шлемов] были так искусно подогнаны к их головам, что, поскольку все их тело было покрыто металлом, падавшие на них стрелы могли застрять только там, где они могли немного видеть через крошечные отверстия напротив зрачка глаза, или где через кончик носа они могли немного вдохнуть. Некоторые из них, вооруженные пиками, стояли так неподвижно, что можно было подумать, что они скреплены бронзовыми зажимами. (25.1, 12-13)



Их оружием были меч, боевой топор, булава, дротик и копье. Они также несли два составных лука, две тетивы, колчан с 30 стрелами и иногда пращу с камнями или дробинками. Некоторые современные ученые различают два типа конных сасанидских воинов: клибанарии и катафракты. У клибанариев были бронированные лошади, а у катафрактов - нет. Однако следует отметить, что это различие признается не всеми учеными, и многие считают Бессмертных Сасанидской империи катафрактами, которые ездили на лошадях в таких же тяжелых доспехах, как и они сами.

Известные сражения под империей Ахеменидов


Подразделение Бессмертных продолжалось при Дарии I (годы правления 522–486 до н. э.), и предполагается, что они приняли участие в битве при Марафоне в 490 г. до н. э., когда Дарий I вторгся в Грецию во время персидских войн и потерпел поражение. Однако самое известное сражение Бессмертных произошло в битве при Фермопилах в 480 г. до н. э. при правлении Ксеркса I (годы правления 486–465 до н. э.). Ксеркс I начал массовое вторжение в Грецию в отместку за поражение персов при Марафоне десятью годами ранее, но встретил упорное сопротивление у перевала Фермопилы со стороны спартанского полководца Леонида I (годы правления 490–480 до н. э.), который, осознавая свое шаткое положение против численно превосходящих сил, отослал большую часть обороняющихся войск и встретил врага прежде всего с 300 спартанцами под его непосредственным командованием.

Ксеркс I сначала послал против спартанцев своих мидийцев и киссийцев, но они были отброшены. После этого он направил против них своих Бессмертных, как описывает Геродот:



Через некоторое время мидийские войска были отведены, изрядно потрепанные, а их место заняли Бессмертные, как их называл Ксеркс, — персидский батальон под командованием Гидарна. Ожидалось, что они легко закончат дело, но когда они пришли вступить в бой с греками, они добились не большего успеха, чем мидяне. Результат не отличался, потому что факторы были те же: они сражались на ограниченной территории, используя копья, которые были короче, чем у греков, и не могли воспользоваться своим численным превосходством. (VII.211)



Главной слабостью Бессмертных против греков — при Фермопилах и других сражениях — была неполноценность их оружия и доспехов по сравнению с греками. Персам никогда не приходилось заниматься этими аспектами ведения войны до их сражений с Грецией, потому что другие регионы, с которыми они столкнулись — лидийцы, эламиты и другие — использовали то же оружие и доспехи, что и они.

Мраморная фигура спартанского гоплита 5 века до н.э., возможно, Леонида в память о его жертве в битве при Фермопилах в 480 году до н.э. (Археологический музей Спарты, Греция).
Мраморная фигура спартанского гоплита 5 века до н.э., возможно, Леонида в память о его жертве в битве при Фермопилах в 480 году до н.э. (Археологический музей Спарты, Греция).

Более прочные и стойкие греческие щиты и доспехи, а также их более эффективное оружие превосходили таковые у персов и ставили персидскую армию в явно невыгодное положение, что особенно важно в битве при Платеях в 479 г. до н.э., в которой, скорее всего, участвовали регулярные персидские силы, а не Бессмертные, которые, похоже, отступили вместе с Ксерксом I после поражения персов при Саламине в 480 г. до н.э.

Бессмертные продолжали оставаться элитным корпусом на протяжении всей оставшейся части Империи Ахеменидов вплоть до битвы при Гавгамелах (331 г. до н.э.) против сил Александра Македонского при Дарии III (годы правления 336-330 до н.э.), где они потерпели поражение в результате комбинации о превосходной военной тактике Александра и их собственном вооружении. Корпус сохранил Александр (который называл себя преемником Дария III и часто упоминается как последний царь Империи Ахеменидов). Полиэн свидетельствует о политике Александра по сохранению Бессмертных в своих стратегиях:



При решении судебных дел между македонянами или греками Александр предпочитал иметь скромный и общий зал суда. но среди варваров он предпочитал блестящий зал суда, подходящий для генерала, удивляя варваров даже видом зала суда. При решении дел у бактрийцев, гирканцев и индейцев он велел сделать шатер следующим образом: шатер был достаточно велик для 100 лож; его поддерживали пятьдесят золотых столбов; расшитые золотом балдахины, раскинутые наверху, покрывали это место. Внутри шатра первыми стояли 500 персидских яблочников, одетых в пурпурные и желтые одежды. За Яблоконосцами стояло равное количество лучников в разной одежде, ибо одни носили цвета пламени, другие темно-синие, а третьи алые. Перед ними стояли македонские Серебряные Щиты, 500 самых высоких мужчин. Посреди комнаты стоял золотой трон, на котором сидел Александр, чтобы давать аудиенции. Телохранители стояли с каждой стороны, когда король слушал дела. Вокруг шатра стояли слоны, снаряженные Александром, и 1000 македонцев в македонской одежде. Рядом с ними были 500 эламитов, одетых в порфиру, а за ними, в кругу вокруг них, 10 000 персов, самые красивые и высокие из них, украшенные персидскими украшениями, и все с короткими мечами. Таков был зал суда Александра среди варваров. (4.3.24)



«Носители яблок», о которых упоминает Полиэн, были персидскими офицерами, имевшими золотой противовес на дне копий; регулярные войска имели один из серебра. Они были известны как «носители яблок», потому что круглый противовес был похож на яблоко. Бессмертные несли такое же оружие.

Это боковая панель саркофага Александра, каменного саркофага, украшенного барельефами Александра Македонского 4 века до нашей эры. Обнаружен в Сидоне, Ливан, и сегодня находится в Археологическом музее Стамбула.
Это боковая панель саркофага Александра, каменного саркофага, украшенного барельефами Александра Македонского 4 века до нашей эры. Обнаружен в Сидоне, Ливан, и сегодня находится в Археологическом музее Стамбула.

После смерти Александра в 323 г. до н. э. его империя была разделена между четырьмя его генералами, и Селевк I Никатор (годы правления 305–281 до н. э.) захватил регион Центральной Азии и Месопотамии, основав империю Селевкидов (312–63 до н. э.). Селевк I продолжил политику Александра и сохранил основную форму империи Ахеменидов, но неизвестно, сохранил ли он также корпус Бессмертных.



Парфянские инновации и империя Сасанидов


На смену Селевкидам пришла Парфянская империя, которая децентрализовала правительство и установила феодальную систему, по сути вернувшись к парадигме кара, в которой сатрапы декретировали набор войск, когда возникала необходимость. Парфяне знали о слабости централизованного правительства с постоянной армией, которую нужно было мобилизовать и привести в движение, и поэтому позволяли различным сатрапиям поднимать свои собственные силы для борьбы с угрозами и не нуждались в центральном корпусе Бессмертных. Они разделили свою армию на легкую и тяжелую кавалерию, а пехота играла второстепенную роль в боях.

Тяжелая кавалерия парфян была взята за образец Ардаширом I, когда он основал Сасанидскую империю, и сформировала основную парадигму Сасанидских Бессмертных. Эти воины, как уже отмечалось, представляли собой хорошо вооруженную кавалерию и составляли костяк сасанидских вооруженных сил. Сасанидская армия была настолько эффективной, что смогла неоднократно побеждать легионы Римской империи, защищать сасанидскую территорию от других вторжений и сохранять стабильность почти 400 лет.

Это очень уникальная статуя, найденная в 4-м храме. Этот молодой человек носит свою полную военную форму с изысканной резьбой. Он кладет левую руку на навершие рукояти длинного меча, а правая рука поднята в приветствии. Из Хатры, мухафаза Найнава, Ирак. Парфянский период, 1-3 века н.э. Экспонируется в Музее Ирака в Багдаде, Республика Ирак.
Это очень уникальная статуя, найденная в 4-м храме. Этот молодой человек носит свою полную военную форму с изысканной резьбой. Он кладет левую руку на навершие рукояти длинного меча, а правая рука поднята в приветствии. Из Хатры, мухафаза Найнава, Ирак. Парфянский период, 1-3 века н.э. Экспонируется в Музее Ирака в Багдаде, Республика Ирак.

Во времена правления Косрау I (также известного как Ануширван Справедливый, годы правления 531-579 гг. н.э.) армия, включая Бессмертных, была на высоте, но не могла защитить от более мобильных и многочисленных сил арабов-мусульман. которые победили сасанидов в 651 г. н.э., используя быстроногих лучников и конницу на верблюдах, которые могли легче маневрировать на пересеченной или песчаной местности. После завоевания арабами-мусульманами и падения Сасанидской империи персидская армия, включая Бессмертных, была распущена.



Заключение


Бессмертные были возрождены в 20 веке н.э. во время правления последнего шаха Ирана Мохаммада Резы Пехлеви (годы правления 1941-1979 н.э.), который учредил отряд полностью добровольных солдат, известный как Джавиданская гвардия (в составе 4000-5000 солдат). ) как своих «Бессмертных», пытаясь связать себя с прославленным прошлым ахеменидской и сасанидской персидских империй. После иранской революции 1979 г. Джавиданская гвардия была расформирована.

К сожалению, в наши дни Бессмертные наиболее известны в массовой культуре благодаря их изображению в графическом романе Фрэнка Миллера 1998 г. CE 300 и одноименном фильме 2006 г. н.э., который был основан на нем, рассказывая историю битвы при Фермопилах и героическая позиция Леонида и его 300 спартанцев в 480 г. до н.э. В этих произведениях Бессмертные переосмыслены как уродливые звери (как и Ксеркс I), противопоставленные героическим греческим воинам под предводительством Леонида.

Эти изображения не служат никакой другой цели, кроме как опорочить образ некоторых из величайших воинов древнего мира. Бессмертные были далеки от недочеловеков, рычащих животных; они были одними из самых утонченных, культурных и отважных воинов, вышедших на поле боя в древности, и заслуживают большего уважения, чем то, что их помнят прежде всего как свирепых противников греков при Фермопилах. Персы, на самом деле, не считали поражения 490 или 480 г. до н.э. крупными поражениями и, скорее всего, были уверены, что Бессмертные впоследствии приведут войско к победе, как они это делали много раз впоследствии и, особенно, при Сасанидах. Империя.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Источник