Найти тему
Art туризм

Чехов, экология и много воды

Максим Горький писал А. П. Чехову, в ноябре 1898 года:

«На днях смотрел «Дядю Ваню», смотрел и — плакал, как баба, хотя я человек далеко не нервный, пришёл домой оглушённый, измятый Вашей пьесой…»

Люблю я Чехова и пьесу его «Дядя Ваня» люблю.

А в Петербурге проходят гастроли московского «Театра Наций», и как можно не пойти на спектакль с участием Евгения Миронова?

Замечательный был вечер, правда, обошлось без слёз. Хотя эти «сцены из деревенской жизни» показывают саму деревенскую жизнь как удушающую всякие способности и желания персонажей, но есть в действии спектакля моменты, когда освежающая влага пробуждает в них мечты и надежды.

Так в первом акте режиссёр Стефан Брауншвейг поместил на сцене то ли бассейн, то ли колодец, в котором Иван Войницкий (ЕвгенийМиронов) пытается смыть с себя липкую сеть лени и скуки, царящую в имении Войницких после приезда мужа его покойной сестры с молодой женой.

ЧФото с сайта журнала «Театр»
ЧФото с сайта журнала «Театр»

Туда же окунают головы Елена Андреевна и Соня, чтобы забыть старые обиды. А в конце второго акта там спасается от Войницкого профессор Серебряков (Виктор Вержбицкий).

Идёт на сцене и настоящий дождь —

«пройдет дождь, и все в природе освежится и легко вздохнет», —говорит дядя Ваня, как зовёт его племянница Соня, что и вынесено в заголовок пьесы.

Но главным героем этого произведения Антона Павловича Чехова мне всегда казался Михаил Львович Астров — человек молодой, талантливый, творческий, смелый, настоящий труженик.

Согласно программке к спектаклю, по словам режиссёра, ключ к сегодняшней постановке «Дяди Вани» – экологическая тема, а Астров оказался провидцем. Он остро переживает вырубку лесов, как бы указывая нам, потомкам, на глобальные проблемы с экологией в масштабах всей планеты.

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

У Виктора Добронравова Астров получился искренним, ранимым, умеющим увидеть в жизни красоту. Именно ему даёт право Чехов сказать: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

Евгений Миронов был обаятельным неудачником, в бедах которого виноваты все окружающие.

Юлия Пересильд в роли Елены — была именно такой, как видел её Астров — «роскошной женщиной», которой «лень жить». К сожалению, или к счастью, я видела в этой роли Ксению Раппопорт в театре Европы и в сравнении Юлия проигрывает в эмоциональном плане.

впрочем, все актёры в этой постановке дают нам возможность увидеть страдания героев: от упущенных возможностей, от несчастной любви, от скуки, от ревматизма, наконец. Но жалко мне было только Астрова — он, как раз, находит способы реализовать себя, но и сам понимает, что «уездная, русская, обывательская жизнь» губительна для него: пациенты будут умирать, леса вырубаться, чувства притупляться.

Вечные темы, замечательный текст и выдающиеся артисты —

это «Театр Наций» в петербурге 23 июня 2023 года.

-4