Найти тему
Пилот параплана

Курс обучения полётам в термических восходящих потоках.

Оглавление

Где и как лучше всего учиться летать на параплане в термических восходящих потоках? На мой взгляд, самое удобное место для обучения этому делу - это гора Юца, под Пятигорском. Её расположение и высота позволяют довольно быстро усваивать материал учениками. В случае приземления под горой, есть хорошая дорога на старт. Летом погоды для обучения много.

Теория.

Прежде всего, следует подробно изучить теорию полёта в потоках. Для этого необходимо ознакомиться с теорией полёта и определения погоды для парящих полётов. Например есть неплохая книга Е.Г. Руденского "Полёт на планере". Если вы хотите изучить технику поиска и обработки потоков на параплане, изучите статьи, которые есть у меня в канале: В поисках потока, Вертикальное движение, Как обрабатывать потоки в стабильных условиях, На сколько узко надо обрабатывать поток?, 5 советов по обработке потоков в сильный ветер, Как летать в больших облаках и избежать грозы. Так же мы изучаем то, как работают различные модели прогнозов погоды, при постановки задачи на день.

Как проходит обучение?

Мы встречаемся на горе после 10:00 утра, ставим задачу, выбираем лучшее время для старта и готовимся к полёту. В начале курса мы начинаем заниматься ровно в 10 утра, когда термические потоки уже начинают формироваться, но погода ещё не созрела. Это делается для того, чтобы обучаемый привыкал к дневной термичке и мог уверенно в ней управлять парапланом. Я стою на горе и наблюдаю за стартовавшим учеником и подсказываю ему по радиосвязи направление движения, место потока. Командами по радио я корректирую движение ученика в потоке. Команды мы обговариваем и отрабатываем предварительно на земле. Так же мы разбираем как правильно пользоваться приборами.

2-3 заключительных дня курса мы выбираем погоду и отрабатываем полёты по маршруту. Обычно протяженность такого маршрута около 15-20 км. Мы выбираем погоду с ветром, чтобы можно было удержаться у горы, в случае отсутствия термического восходящего потока и дождаться его. Мы взлетаем небольшой группой, до трёх человек учеников + инструктор и летим по ветру. Во время маршрута я подсказываю ученикам, где им держаться. Полностью управлять полётом курсантов во время маршрутного полёта я не могу, они должны сами правильно работать в потоке. Я могу лишь подсказать место нахождения потока. Задача на первый полёт по маршруту - найти еще один поток после стартового и обработать его, затем продолжить движение по ветру и правильно выбрать площадку для посадки.

Техника безопасности.

Зачастую, особенно летом, в небе над Юцой есть еще участники воздушного движения. Тут не обходится без взаимодействия с ними в небе. На земле, перед взлётом, мы разбираем наши возможные действия в той или иной ситуации. В первую очередь - правила расхождения в воздухе. Они не многочисленны: расхождение левыми бортами и нижний пилот имеет преимущество перед верхним, так как не видит его. Так же следует помнить, что заходить в поток надо по касательной, подстраиваясь под пилотов, которые уже в нём. Если поток узкий, лучше подождать, когда пилоты, обрабатывающие его, наберут выше вас, если вы пришли к нему на одной высоте с ними. Если вы выше, то начинайте поворот в термической спирали по направлению их движения. Лучше всего стать в поток в "противофазе" к остальным пилотам, то есть так, чтобы они были на противоположной стороне потока.

Полёт в термическом потоке.
Полёт в термическом потоке.

Выбор площадки приземления так же обговариваем перед полётом. Необходимо держаться подальше от линий электропередач, речек и населённых пунктов. Приземляться вдали от домов и лесополос, стоящих поперёк ветра и создающих ротора. Так же не стоит во время первого маршрута улетать далеко от автомобильных дорог, чтобы не усложнять возвращение с маршрута. Учебный день длится 4-5, а иногда и 6-7 часов.