Детский сад - место, где ребенок проводит большую часть времени. Поэтому полезно знать, как подготовить малыша к смене обстановки и минимизировать последствия для здоровья.
Главные проблемы адаптации
При посещении детского сада могут возникнуть проблемы физического и психологического плана. Также очень часто возникают психосоматические проявления: аллергии, различные высыпания, непроходящий насморк, боли в животе, головные боли. В основном это не связано с реальной патологией, однако таким детям требуется психологическая помощь, которую могут оказать родители самостоятельно - увеличить продолжительность адаптации и снизить адаптационную нагрузку.
Правила адаптации
Рассмотрим главные правила безопасного посещения детского сада.
Правило 1.
Ребёнок должен быть психологически готов к расставанию с родителями. Для этого необходимо провести адаптационную работу ещё до того момента как ребёнок пойдёт в сад. Можно посетить детские центры раннего развития или группы "Вместе с мамой" в том саду, куда планируете пойти. Интересна идея центров сначала посещать занятия вместе с мамой, а затем остаться в этом же центре в детском саду на 3-4 часа.
Например, ребёнку исполняется 12 месяцев. Он уже достаточно уверенно ходит, начинает потихоньку разговаривать. Самое время записаться в группу раннего развития. Она может быть частной либо находиться в том же детском саду, куда Вы планируете пойти.
Во-первых, ребёнок научится правильно вести себя в группе сверстников под пристальным вниманием опытного педагога и родителей.
Во-вторых малыш научится слушать педагога, выполнять простейшие инструкции, делиться со сверстниками, соглашаться с правилами. Несмотря на то, что многие родители не придают большого значения общению годовалых детей в повседневной жизни - это чрезвычайно важная часть развития, способная помочь избежать многих проблем как при поступлении в детский сад, так и в дальнейшем в начальную школу.
В-третьих, в малых группах так же, как и в обычном детском саду присутствует большое количество вирусов. Однако их концентрация меньше, поэтому ребёнок успешнее справляется с ними. Именно поэтому дети, посещающие группы раннего развития, гораздо более адаптированы к детскому саду, нежели дети , у которых нет большого количества контактов.
Во многих частных центрах существуют детские мини-сады. Группы ведутся опытными педагогами. Группы малочисленны, поэтому адаптация происходит гораздо легче, каждому ребёнку уделяется много внимания.
Правило 2. Возраст ребенка не меньше 2,8-3 лет (лучше - позже!)
По поводу возраста, в котором лучше отдавать ребёнка в детский сад, есть множество спорных мнений. Однако, только одна психологически верная точка зрения - да, дети разные, кто-то активно общается, хорошо разговаривает уже в 2 года, а кто-то и в четыре не может составить предложение и остаться без родителей на пару часов.
Однако полная психологическая готовность к садику возникает у детей в возрасте от 2,8 лет. Большая часть детей готовы к садику не ранее 3-3,5 лет вне зависимости от уровня речевого, физического развития и развития коммуникативных навыков.
Конечно, многим родителям необходимо выходить на работу, решать какие-то другие дела, но стоит помнить, что возраст до 5 лет - самый ответственный период в жизни человека, поэтому может быть стоит отложить свои дела и в течение первых трёх лет жизни ребёнка активно заниматься развитием малыша.
Идем в сад в 2 года
Если всё-таки Вы планируете отдать ребёнка в государственный детский сад в возрасте 2 лет, то воспользуйтесь следующими советами:
- заранее наладьте режим, питание в соответствии с садичным;
- привыкайте к саду медленно: сначала просто гуляйте по территории детского сада, затем попросите педагогов принять вас на прогулку, после этого приводите ребёнка на пару часов в детский сад;
- период адаптации у маленьких детей должен быть растянут на 1-2 месяца. Здесь большую роль играет даже не отсутствие мамы, хотя это очень важный момент, но и отсутствие у ребёнка бытовых навыков. Ребёнок двух лет не может сам себя обслуживать, одеваться, хорошо помыть руки. В государственных садах при численности групп от 20 человек воспитатели физически не успевают уделить внимание каждому ребёнку. Это касается и каких-то социально-бытовых моментов, и занятий.
Если все-таки Вы идете в сад раньше, то используйте его как помощника, а не как основное место пребывания ребенка. Оптимально - оставлять малыша в саду до обеда, а на сон забирать домой.
Текстовый материал в статье является собственностью владельца канала и подлежит использованию только с письменного согласия владельца.
А в каком возрасте вы отдали ребёнка в садик? Как прошла адаптация? Уделяли ли Вы внимание вопросам адаптации до похода в садик?