Совет ЕС утвердил новый, 11-й пакет санкций против России. Среди прочего прекращается отсрочка, предоставленная Германии и Польше в отношении поставок нефти из России по северному отрезку трубопровода “Дружба”. Однако нефть из Казахстана или другой третьей страны сможет продолжать транзит через РФ в Европу по этой магистрали.
Сохранившаяся возможность наверняка порадовала немцев. Согласно исследованию агентства Argus, тариф на прокачку казахстанской нефти в Германию по этой трубе – самый выгодный (“Дружба” – 28 $/т, КТК – 38 $/т, Махачкала-Новороссийск – 41 $/т, БТД – 87-96 $/т). “Дружба” столь рентабельна за счет преференций белорусов в тарифе для казахов, предлагающих переложить финансовую нагрузку прокачки по северной ветке нефтепровода на российский транзит по южной ветке. Обнародование новых санкций совпало с визитом президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Казахстан. Берлин договорился о дополнительных закупках сырья у Астаны на 2023 год в объеме 1,2 млн тонн. Штайнмайер приветствовал доппоставки на НПЗ Шведт, назвав их “хорошей новостью для энергетической безопасности Германии”.
Вряд ли этому рады поляки, хотя теперь они могут не платить неустойку за отказ получать российскую нефть по трубе. Несмотря на взаимные реверансы и расшаркивания, польско-германские отношения в энергетике соответствуют старой поговорке “пока светит свет, не будет немец поляку братом”. Накануне переговоров Берлина и Астаны пшеки засуетились. Министр климата Польши Анна Москва призвала Германию как можно скорее продать долю “Роснефти”. По совпадению, в приобретении НПЗ Шведт заинтересован польский PKN Orlen. Поляки давно обещают обеспечить этот завод нефтью, поступающей танкерами в Гданьск. Однако весной нынешнего года НПЗ работал лишь на половину мощности. Отсюда и надежды на казахов. Хотя, по правилам, договариваться немцы должны не только с РК, но и с РФ, Беларусью и Польшей, от которых зависит транзит.
Через РФ из Казахстана без пресловутого КТК транзитом идет около 14,5 млн тонн в год с отгрузкой в Усть-Луге и Новороссийске по нефтепроводу Атырау-Самара и танкерами в Махачкале. Казахи обещали немцам в будущем 7 млн тонн в год. До сих пор не понятно, где Казахстан будет брать обещанные объемы. Собственная добыча не растет. Снимать с Усть-Луги? Но это “осушит” Гданьск, что с одной стороны не порадует поляков, с другой – не сильно поможет Германии, поскольку речь идет об одной и той же нефти. Астана пытается отвлечь всеобщее внимание от проблемы, сетуя на низкие квоты транзита по “Дружбе”. Но нефти для фрицев от этого у них не прибавится.
ВК: https://vk.com/tvreaction
Telegram: https://t.me/neftegram