Мне всегда нравилось петь. В детстве я ходила в музыкальную школу, впрочем, так и не получила диплом, и всегда любила хор. Мы даже выступали с концертами, как это обычно бывает. Пела песни под гитару у костра или на домашних вечеринках, и мне всегда говорили, что делаю
я это хорошо. Только вот солировать боялась. Одно время подыгрывала на клавишных в группе, но когда предложили записать припев, жутко застеснялась и попросила всех выйти из студии. С годами мне стало некомфортно не только петь (даже в караоке на каком-нибудь девичнике),
но и говорить: будь то тост в большой компании или лаконичный спич на мероприятиях. В какой-то момент я поймала себя на том, что, выходя на сцену, забываю все слова и даже задыхаюсь, как при панической атаке. Сначала я планировала пойти к психологу, чтобы найти причину своего страха, но, опасаясь, что раскопаю еще больше проблем, решила начать с вокала. И тут оказалось, что одна моя давняя приятельница, певица и лауреат джазовых конкурсов Ася Фрейдкина, открыла свою школу The Stud.io, куда я и отправилась со своими переживаниями и желаниями.
С первых минут меня погрузили в теорию: как правильно смыкать голосовые связки, какие бывают типы пения, тембры и техники. Основа подхода Аси – детальная работа над звукоизвлечением и интонацией с использованием приемов из метода Estill Voice Training, который подразумевает четкое понимание работы структур голосового аппарата. Это учит управлять голосом, делать звук ровнее, а дыхание – свободнее. Каждый урок начинается с распевки и смешных упражнений, когда ты мычишь или дуешь в губы, расслабляя их. Здесь не разучивают гаммы, но поют вокализы – определенные мелодии, помогающие натренировать связки. И вот, представьте себе, сижу я, пытаясь не хихикать, и пою примерно такой текст: «Ля-а-а-зи-зи-и-гдя-ря- дя-дя-дя», причем самым мерзким тембром из возможных, чтобы избавиться от смешной привычки петь, будто я солистка оперы. «Это совсем не плохо, да и нет такого понятия – «петь неправильно, – успокаивает Ася, – но нужно научиться управлять своим голосом в разных манерах».
Вторая часть занятия посвящена песне: для начала я выбрала свою любимую Wonderwall группы Oasis. Оказалось, что она идеально подходит мне по тембру и стилистике. Уже на третьем уроке преподаватель предложила выступить с ней через неделю на небольшом квартирнике – концерте, которые регулярно проходят в школе. Сказать, что я пришла в ужас, – ничего не сказать. Но вызов приняла. И вот день икс настал. В программе значилось восемь песен, а среди зрителей были не только выступающие, но и группа поддержки в виде супругов, друзей, родителей и детей – 20–25 человек. Каждого из них я видела впервые! Когда поднялась на сцену, ладошки вспотели. Но я держалась – держалась, держа в руках текст песни, который взяла для страховки. Так спокойнее. Мелодия зазвучала, я собрала всю волю в кулак и спела, стараясь отпустить все переживания. И у меня получилось! По крайней мере, я сама осталась довольна, а зрители не только подпевали и аплодировали, но и хвалили после выступления. Мне даже показалось, будто действительно какой-то зажим ушел, а вместе с ним и страх.
Второй моей песней стала сложная и громкая What’s Up группы 4 Non Blondes – все же помнят, как там голосит Линда Перри? I say hey- ey-ey, what’s going on?! Удивительно, но выучила я ее довольно быстро (благодаря тем самым «мерзким» вокализам) и так же быстро от нее устала – очень мощная, она отнимает много энергии. В поисках новой песни преподаватель предложила Your Love Is King: «Тебе надо расслабиться, отдаться музыке, подвигать бедрами, наконец. А кто, как не Шаде, воплощение сексуальности и раскрепощенности?» В общем, легких путей не ищем: каждая новая композиция – мой личный челлендж. Обсудила этот опыт с подругами, которые тоже ходят на вокал, и мы пришли к выводу, что занятия и правда сродни психотерапии. После каждого урока становишься более раскрепощенной, лучше понимаешь, как управлять собственным телом. И даже страх поделиться мнением, идущим вразрез с общепринятым, отступает! Но все-таки главное, что здесь ты учишься наслаждаться не только песней, но и своим голосом.
Ну а что стресс? Спустя некоторое время, когда я переживала не лучший период своей жизни, стараясь ни с кем его не обсуждать, Ася дала мне задание поорать. Ты начинаешь с нижней части своего тембра, во весь голос крича "Хей-хей-хей", постепенно поднимаясь выше по гамме и стараясь петь все громче и громче. В какой-то момент я поняла, что не могу больше кричать, так как захлебываюсь слезами. Робко спросила, нормально ли это, на что получила ответ: "Это просто прекрасно". Успокоившись, я поняла, почему люди практикуют "крикотерапию": она действительно освобождает голову от невысказанный эмоций. Мне стало легче дышать и даже чуточку – жить.