Совсем недавно я разбиралась с особенностями и происхождением стиля Фукинагаси, который считается одним из самых редких в исполнении.
Однако сегодня я обнаружила, что в современном мире этот стиль без ссылки на классический термин называется windswept (открытый всем ветрам, не защищенный от ветра). У него есть свои поклонники и «короли». Лучшим в создании этого стиля сегодня считается индонезийский мастер Роберт Стивен (Robert Stephen). А доказательство этому служит ряд его работ, фотографии которых можно увидеть в интернете, его участие в некоторых форумах, где он дает уникальные качественные комментарии деревьям в стиле windswept, а также реклама его курса дизайна «Windswept» на портале Всемирного университета бонсай.
Дальше я попробую построить рассказ на цитатах и фотографиях работ автора.
Многие люди неправильно понимают, что бонсай в стиле windswept просто формируется путем наклона ствола и размещения всех ветвей на одной стороне. Это не так просто, windswept можно создать в любом стиле, потому что в природе ветер может дуть на любое дерево, в том числе и на склонившееся к ветру дерево.
На самом деле убедительный бонсай windswept - это не дерево с однонаправленными ветвями, а скорее дерево с ветвями, создающими иллюзию движения.
Windswept бонсай не просто стилизуется путем размещения всех ветвей на одной стороне наклонного ствола. Существуют концептуальные требования к формированию разветвления, дающие логическое представление о том, как дует ветер: либо ветер дует мягко, либо ветер сильный, либо стиль формируется за счет непрерывного дуновения ветра, но не дующего в данный момент.
Вот ведь где раскрывается смысл фразы про «все ветра»!
Чтобы создать хороший windswept, важно правильно сформировать разветвление. Наилучшая структура получается с помощью техники «cut and grow», показывая плавные линии крошечных веточек с очень редкими листьями. Все кончики слегка направлены вверх в одном направлении, как показано на рисунках ниже.
На обратной стороне нам нужно сформировать несколько боковых ветвей с резким изгибом в направлении ветра, как показано на картинке выше. Идея состоит в том, чтобы показать, что ветер заставляет ветки гнуться, но недостаточно силен, чтобы гнуть ветки. Чем больше мы можем играть с этой функцией, тем лучше будет эффект.
Полная концепция стиля изложена Стивеном в его книге «Видение моей души» (Vision of My Soul, 2005 г.)
Иллюстрация из книги – ландшафтная композиция с горной хурмой (Dyospryros montana).
Как пример возможного применения этого метода, Стивен, который активно участвует в самых различных форумах, создает симуляции, опираясь на текущие фотографии деревьев, сформированных любителями бонсай.
Слегка заметные (как в игре «Найди 10 различий»), но профессионально точные исправления делают изображение дерева более выразительным.
Дальше - несколько работ мастера.
Понамелла (Ponamella sp.). Редкий, недавно введенный в бонсай род деревьев.
Эффект сильного ветра
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.