Галина Польских рано потеряла родителей, ее воспитывала бабушка. Поступление во ВГИК, удачный кинодебют, за которым последовали другие роли у известных режиссеров, - карьера начинающей актрисы оказалась успешной. Во ВГИКе Польских познакомилась с Фаиком Гасановым, вскоре они поженились. Но через шесть лет молодой режиссер трагически погиб в Одессе, где снимал фильм.
О Фаике Гасанове "Вестник Кавказа" рассказывал в одной из предыдущих публикаций.
Детство с бабушкой
Отца Галина Польских не помнила - он погиб на фронте во время Великой Отечественной войны, когда девочке было три года. В восемь лет она потеряла мать. Галю хотели отправить в детский дом, но соседи вызвали из Беларуси ее бабушку Ефросинью Андриановну. Она приехала в Москву и оформила опекунство над внучкой.
После школы Галина поступила во ВГИК. Решение "выучиться на артистку" она позже объясняла наивностью - считала, что у всех артистов "красивая жизнь". "Но думаю, что актрисой я стала не случайно. Играя, я заполняла страшную пустоту в своей жизни, жила в воображаемом мире", - говорит Польских. В мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой она училась с Жанной Болотовой, Николаем Губенко, Лидией Федосеевой-Шукшиной, Евгением Жариковым, Сергеем Никоненко и другими будущими кинозвездами.
Замужество и дебют в кино
Со своим первым мужем Фаиком Гасановым Польских познакомилась во ВГИКе, когда училась на первом курсе, а он - на третьем курсе режиссерского факультета. "Он был необыкновенным человеком - умница, эрудит, собирал редкие пластинки, книги", - рассказывает Польских. Вскоре у них родилась дочь Ирада, а через полтора года Галину пригласили сняться в кино. Ее дебютом стала главная роль 15-летней Тани Сабанеевой в фильме "Дикая собака динго".
Режиссер Юлий Карасик долго искал подходящую исполнительницу, и кто-то из коллег порекомендовал ему обратить внимание на студентку Галю Польских. "Дикая собака динго" вышла на экраны в 1962 году, имела большой зрительский успех, а на международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции получила сразу два приза. Однако у самой актрисы совсем другое отношение к этой картине. "Этот фильм я до сих пор не воспринимаю. Мне кажется, что там - не я", - говорит она.
Вскоре на экраны вышли еще три фильма с участием Польских: "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии, "Жили-были старик со старухой" Григория Чухрая и "Верность" Петра Тодоровского. В 1964 году она окончила ВГИК, Гасанов, сняв дипломную работу, получил распределение на "Азербайджанфильм" и вернулся в родной Баку. Год супруги прожили в городе, который, по признанию Польских, стал для нее второй родиной. "Бакинцы - очень гостеприимные, добрые и радушные люди. Всегда красиво накрывают стол, очень вкусно готовят", - отмечает актриса.
Потеря близких
В 1965 году она начала сниматься в фильме "Журналист" Сергея Герасимова. Роль Шуры Окаемовой режиссер писал специально для своей ученицы. "Отсюда и достоверность характера. В каждом кадре я чувствовала, где правда, где нет, и то, что было пережито в жизни, очень мне помогло", - рассказывает Польских. Во время съемок умерла ее бабушка, а через десять дней в ДТП погиб муж. Произошло это в Одессе, где Гасанов снимал фильм. Актриса и после его смерти приезжала с дочерью в Баку, продолжала поддерживать отношения со свекровью. "Она всю жизнь мне помогала, а я ее очень любила и звала мамой Лидой", - признается Польских.
Карьера в кино
Во второй половине 1960-х она продолжала играть в кино, в 1967 году вышла замуж за режиссера Александра Сурина. С ним актриса познакомилась на съемках фильма "Баллада о комиссаре" в Ялте. Это был "вроде бы и морской, курортный роман, вроде бы и служебный роман", говорит она. Вместе Польских и Сурин прожили недолго. В браке родилась дочь Мария, которая вместе с мамой снялась в фильмах "Змеелов" и "Выше Радуги".
В 1970-х Польских по-прежнему была одной из самых известных советских актрис. Она появлялась в картинах разных жанров. Это и военные фильмы ("Обратной дороги нет", "Фронт без флангов" и "Фронт за линией фронта"), и мелодрамы ("Ищу мою судьбу", "Суета сует"), и комедии ("Автомобиль, скрипка и собака Клякса" и "По семейным обстоятельствам"). Огромный зрительский успех имел телесериал "Тени исчезают в полдень", в котором Польских снималась вместе с Петром Вельяминовым, Ниной Руслановой, Геннадием Корольковым и другими известными актерами.
В 1980-х самые популярные роли Польских сыграла в комедиях "За спичками" Леонида Гайдая и "Человек с бульвара Капуцинов" Аллы Суриковой, детективах "Частное лицо" Александра Прошкина и "Ночное происшествие" Вениамина Дормана. Вместе с Фахраддином Манафовым, Галиной Беляевой, Александром Калягиным и Станиславом Садальским она снялась в драме "Парк" Расима Оджагова по сценарию Рустама Ибрагимбекова.
Самой известной киноработой Польских в 1990-х стала роль Екатерины в трилогии "Любить по-русски" Евгения Матвеева. Тогда же она сыграла в телеэкранизации "Петербургские тайны" и одном из первых российских ситкомов - "Клубничка". Потом были роли в телесериалах "Граница: Таежный роман", "Остановка по требованию", "Моя прекрасная няня", "Доктор Живаго". Актриса продолжает сниматься в кино и сериалах. "Мне нравится быть востребованной", - говорит она.
Роли в антрепризных спектаклях
Отказ от ролей в театре Польских объясняла тем, что у нее всегда было много предложений в кино. И еще признавалась: "А театр я особо и не любила". В 1990-х "все бросились в антрепризы", а потом "стали появляться и действительно отличные постановки", отмечает актриса. "Когда антреприза поднялась на достойный уровень, я решила попробовать", - рассказывает она.
Дебютом Польских в театре стал спектакль "Держись, Голливуд!" по пьесе Нила Саймона "Я хочу сниматься в кино", за ним последовали другие постановки. С одной из них она в мае 2016 года побывала на гастролях в Баку. Спектакль сыграли на сцене Дворца Гейдара Алиева, а потом актриса снова встретилась с Фахраддином Манафовым, с которым снималась в "Парке".
Лола Мусаева