Найти тему
Вестник Кавказа

Сиротское детство и гибель мужа: как сложилась судьба Галины Польских

Оглавление
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве"
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве"

Галина Польских рано потеряла родителей, ее воспитывала бабушка. Поступление во ВГИК, удачный кинодебют, за которым последовали другие роли у известных режиссеров, - карьера начинающей актрисы оказалась успешной. Во ВГИКе Польских познакомилась с Фаиком Гасановым, вскоре они поженились. Но через шесть лет молодой режиссер трагически погиб в Одессе, где снимал фильм.

О Фаике Гасанове "Вестник Кавказа" рассказывал в одной из предыдущих публикаций.

Детство с бабушкой

Отца Галина Польских не помнила - он погиб на фронте во время Великой Отечественной войны, когда девочке было три года. В восемь лет она потеряла мать. Галю хотели отправить в детский дом, но соседи вызвали из Беларуси ее бабушку Ефросинью Андриановну. Она приехала в Москву и оформила опекунство над внучкой.

После школы Галина поступила во ВГИК. Решение "выучиться на артистку" она позже объясняла наивностью - считала, что у всех артистов "красивая жизнь". "Но думаю, что актрисой я стала не случайно. Играя, я заполняла страшную пустоту в своей жизни, жила в воображаемом мире", - говорит Польских. В мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой она училась с Жанной Болотовой, Николаем Губенко, Лидией Федосеевой-Шукшиной, Евгением Жариковым, Сергеем Никоненко и другими будущими кинозвездами.

Замужество и дебют в кино

Со своим первым мужем Фаиком Гасановым Польских познакомилась во ВГИКе, когда училась на первом курсе, а он - на третьем курсе режиссерского факультета. "Он был необыкновенным человеком - умница, эрудит, собирал редкие пластинки, книги", - рассказывает Польских. Вскоре у них родилась дочь Ирада, а через полтора года Галину пригласили сняться в кино. Ее дебютом стала главная роль 15-летней Тани Сабанеевой в фильме "Дикая собака динго".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Режиссер Юлий Карасик долго искал подходящую исполнительницу, и кто-то из коллег порекомендовал ему обратить внимание на студентку Галю Польских. "Дикая собака динго" вышла на экраны в 1962 году, имела большой зрительский успех, а на международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции получила сразу два приза. Однако у самой актрисы совсем другое отношение к этой картине. "Этот фильм я до сих пор не воспринимаю. Мне кажется, что там - не я", - говорит она.

Вскоре на экраны вышли еще три фильма с участием Польских: "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии, "Жили-были старик со старухой" Григория Чухрая и "Верность" Петра Тодоровского. В 1964 году она окончила ВГИК, Гасанов, сняв дипломную работу, получил распределение на "Азербайджанфильм" и вернулся в родной Баку. Год супруги прожили в городе, который, по признанию Польских, стал для нее второй родиной. "Бакинцы - очень гостеприимные, добрые и радушные люди. Всегда красиво накрывают стол, очень вкусно готовят", - отмечает актриса.

Потеря близких

В 1965 году она начала сниматься в фильме "Журналист" Сергея Герасимова. Роль Шуры Окаемовой режиссер писал специально для своей ученицы. "Отсюда и достоверность характера. В каждом кадре я чувствовала, где правда, где нет, и то, что было пережито в жизни, очень мне помогло", - рассказывает Польских. Во время съемок умерла ее бабушка, а через десять дней в ДТП погиб муж. Произошло это в Одессе, где Гасанов снимал фильм. Актриса и после его смерти приезжала с дочерью в Баку, продолжала поддерживать отношения со свекровью. "Она всю жизнь мне помогала, а я ее очень любила и звала мамой Лидой", - признается Польских.

-3

Карьера в кино

Во второй половине 1960-х она продолжала играть в кино, в 1967 году вышла замуж за режиссера Александра Сурина. С ним актриса познакомилась на съемках фильма "Баллада о комиссаре" в Ялте. Это был "вроде бы и морской, курортный роман, вроде бы и служебный роман", говорит она. Вместе Польских и Сурин прожили недолго. В браке родилась дочь Мария, которая вместе с мамой снялась в фильмах "Змеелов" и "Выше Радуги".

В 1970-х Польских по-прежнему была одной из самых известных советских актрис. Она появлялась в картинах разных жанров. Это и военные фильмы ("Обратной дороги нет", "Фронт без флангов" и "Фронт за линией фронта"), и мелодрамы ("Ищу мою судьбу", "Суета сует"), и комедии ("Автомобиль, скрипка и собака Клякса" и "По семейным обстоятельствам"). Огромный зрительский успех имел телесериал "Тени исчезают в полдень", в котором Польских снималась вместе с Петром Вельяминовым, Ниной Руслановой, Геннадием Корольковым и другими известными актерами.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В 1980-х самые популярные роли Польских сыграла в комедиях "За спичками" Леонида Гайдая и "Человек с бульвара Капуцинов" Аллы Суриковой, детективах "Частное лицо" Александра Прошкина и "Ночное происшествие" Вениамина Дормана. Вместе с Фахраддином Манафовым, Галиной Беляевой, Александром Калягиным и Станиславом Садальским она снялась в драме "Парк" Расима Оджагова по сценарию Рустама Ибрагимбекова.

Самой известной киноработой Польских в 1990-х стала роль Екатерины в трилогии "Любить по-русски" Евгения Матвеева. Тогда же она сыграла в телеэкранизации "Петербургские тайны" и одном из первых российских ситкомов - "Клубничка". Потом были роли в телесериалах "Граница: Таежный роман", "Остановка по требованию", "Моя прекрасная няня", "Доктор Живаго". Актриса продолжает сниматься в кино и сериалах. "Мне нравится быть востребованной", - говорит она.

Роли в антрепризных спектаклях

Отказ от ролей в театре Польских объясняла тем, что у нее всегда было много предложений в кино. И еще признавалась: "А театр я особо и не любила". В 1990-х "все бросились в антрепризы", а потом "стали появляться и действительно отличные постановки", отмечает актриса. "Когда антреприза поднялась на достойный уровень, я решила попробовать", - рассказывает она.

Дебютом Польских в театре стал спектакль "Держись, Голливуд!" по пьесе Нила Саймона "Я хочу сниматься в кино", за ним последовали другие постановки. С одной из них она в мае 2016 года побывала на гастролях в Баку. Спектакль сыграли на сцене Дворца Гейдара Алиева, а потом актриса снова встретилась с Фахраддином Манафовым, с которым снималась в "Парке".

Лола Мусаева