Найти тему
Around Art

Размытые границы сфумато: от Леонардо да Винчи до символов, которые «сами по себе», Юрия Купера

По поводу персональной выставки Юрия Купера в Новой Третьяковке

Текст: Галина Мумрикова

Из официального: на счету российского художника Юрия Леонидовича Купера более ста выставок по всему миру – в США, Франции, Швейцарии, Англии, Японии, России… Художник, график, скульптор, сценограф, писатель, поэт – он очень долго жил за рубежом, но в начале XXI века вернулся в Россию. Работы Юрия Купера находятся в музеях и частных коллекциях, включая ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственную Третьяковскую галерею, Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Королевский музей Японии, в коллекциях Библиотеки Конгресса США, во Франции и других частных коллекциях.

Юрий Купер на открытии выставки
Юрий Купер на открытии выставки

Из области этимологии: технику сфумато – мягкую, без четких границ – изобрел Леонардо да Винчи, хотя его раннее сфумато (во всяком случае, в трактовке) весьма отличается от позднего, в котором и появилась та самая загадочность. Именно ее позже пытались развить и маньеристы, и художники барбизонской школы, и импрессионисты. Впрочем, сфумато в любом случае у каждого свое. Должно быть свое. И по поводу своего стиля сам Купер сказал так: «То, что вы … увидите – не авангард и не актуальное искусство. Это просто работы. Всю жизнь меня интересовали не сюжет и не тема, а как это сделать. Как дойти до сути вещей».

Юрий Купер и Анна Маполис, куратор выставки
Юрий Купер и Анна Маполис, куратор выставки

Невидимая работа куратора: в этой роли выступила искусствовед Анна Маполис, которая блестяще справилась с труднейшей задачей – соединить, вернее, объединить самые разные работы художника, придать им целостность, разделить на подтемы и при этом чтобы всем было все понятно и интересно. Почти неразрешимая задача! Анна, конечно же, отталкивалась от того, что на картинах и офортах, а что в вещах, керамике. Она сумела там, где надо, сложить, где, напротив, разделить, обозначить акценты. И так получилась «картина мира» а ля Купер – картина, которую он писал более сорока лет. Все, что он искал, придумывал, выражал на холстах, дереве, в проектах, на сцене, в прозе и т д. Переход из одного темного зала в другой напоминал порой сменяющиеся акты фантастической театральной пьесы с единым сквозным действием, в котором зрители сами играли какие-то свои роли, а актеры всего лишь наблюдали.

На открытии
На открытии
Васильки. 1998. Фанера, коллаж, смешанная техника. Частное собрание
Васильки. 1998. Фанера, коллаж, смешанная техника. Частное собрание
Лилия. 2011. Частное собрание
Лилия. 2011. Частное собрание
Божья коровка. 2017. Холст, акрил, смешанная техника. Частное собрание
Божья коровка. 2017. Холст, акрил, смешанная техника. Частное собрание
Трава. 2021. Дерево, смешанная техника. Частное собрание
Трава. 2021. Дерево, смешанная техника. Частное собрание
Кувшинки. 2023. Холст, акрил, смешанная техника. Собственность автора
Кувшинки. 2023. Холст, акрил, смешанная техника. Собственность автора
Море, туман. 2019. Дерево, смешанная техника, частное собрание
Море, туман. 2019. Дерево, смешанная техника, частное собрание
Море. 2023. Холст, смешанная техника. Частное собрание
Море. 2023. Холст, смешанная техника. Частное собрание
Три яблока. 1994. Дерево, акрил, коллаж. Собственность автора
Три яблока. 1994. Дерево, акрил, коллаж. Собственность автора

Акт первый: цветы, трава, море… Тут все: васильки на фанере 1998 года, как будто засушенная, как в гербарии, лилия, спрятавшаяся в траве божья коровка, да и вообще трава, которую процитировали все, кто уже отписался о выставке. Наконец, совсем недавние кувшинки, как бы внезапно влетевшие в полотно и ненароком застывшие. Все предельно просто. Почти как у Бориса Пастернака ы стихотворении «Есть в опыте больших поэтов»:

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту…

Вот и в травках и цветочках у Купера некая сфумато-феерия неслыханной простоты. Впрочем, как в то светящемся, то бурлящем море. И в яблоках, столь любимых автором.

Веер.  2016. Холст, акрил, смешанная техника. Частное собрание
Веер. 2016. Холст, акрил, смешанная техника. Частное собрание
Перо. 2023. Холст, акрил, смешанная техника. Собственность автора
Перо. 2023. Холст, акрил, смешанная техника. Собственность автора
Шесть кистей. 2023. Холст, смешанная техника. Частное собрание
Шесть кистей. 2023. Холст, смешанная техника. Частное собрание
Терка 2021. Холст, смешанная техника, частное собрание
Терка 2021. Холст, смешанная техника, частное собрание
Кисть. 2022. Холст, смешанная техника. Частное собрание
Кисть. 2022. Холст, смешанная техника. Частное собрание
Тарелка с кистью. 2023. Керамика,  смешанная техника. Частное собрание
Тарелка с кистью. 2023. Керамика, смешанная техника. Частное собрание
 Стул. 2023. Частное собрание.
Стул. 2023. Частное собрание.
Керамика
Керамика
Чаша. 2022. Керамика, смешанная техника. Частное собрание
Чаша. 2022. Керамика, смешанная техника. Частное собрание
Венеция. 2016. Холст, смешанная техника. Частное собрание
Венеция. 2016. Холст, смешанная техника. Частное собрание
На заднем плане зеленый и красный Арлекины. 2022. Холст, акрил, смешанная техника. Собственность автора
На заднем плане зеленый и красный Арлекины. 2022. Холст, акрил, смешанная техника. Собственность автора
Спичка. 2022. Бронза. Частное собрание
Спичка. 2022. Бронза. Частное собрание

Акт второй: простые вещи – от пера до спички. И все же веер, написанный в 2016-м, отличается от пера 2023 года: оно почти совсем растворилось, скрылось в дымке и вот-вот исчезнет вовсе. На первый план выступает большая Кисть, повторяющаяся то там, то здесь, то в керамике, то на стуле, то на тарелке. И уже не знаешь, куда от этих кистей деваться. И бронзовая спичка, поставленная в угол, словно ее наказали, тоже никого не удивляет.

Пианино. 1985. Бумага. Литография. Частное собрание
Пианино. 1985. Бумага. Литография. Частное собрание
Стрекоза. 1986. Бумага, литография. Частное собрание
Стрекоза. 1986. Бумага, литография. Частное собрание
Из цикла "Моцарт и Сальери"
Из цикла "Моцарт и Сальери"
Из цикла "Моцарт и Сальери". 2002. Бумага, офорт. Частное собрание
Из цикла "Моцарт и Сальери". 2002. Бумага, офорт. Частное собрание

Акт третий: бумага как предчувствие сфумато… Купер весьма успешно работал и с литографией. Очень мне понравилось черное пианино, возникшее ниоткуда и такое звучащее. Реально слышишь звуки старого инструмента, на котором, очевидно, много играли. И, чем он становится старее, тем гаммы и этюды, мазурки и концерты становятся все ближе, понятнее и роднее. Почему? Так кто ж знает?..

Пять лет назад в Воронежском областном художественном музее им.И.Н.Крамского проходила выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». И вот снова маленькие трагедии в необычной трактовке. Посетив Михайловское, художник написал: «…Я вдруг изобразил себя частным детективом, который возвращается много лет спустя на то место, где произошла непоправимая драма, тщетно пытаясь найти следы и улики, незамеченные или пропущенные предшественниками… Я снова и снова всматриваюсь в гравированный узор хрустального бокала за пыльным стеклом михайловского буфета…».

Да, Купер еще и литератор, и критик, и поэт, и философ. Свою автобиографическую книгу «Сфумато» он писал десять лет, и потому это не однодневка, а литературное произведение. Разные грани творчества. Разное погружение в сфумато, которое, смягчая границы, расширяет мир вещей и превращает обыденное в праздничное.

#искусство#изобразительное искусство#выставки#Новая третьяковка#сфумато#юрий купер#