Лиза сидела на диване и водила пальцем по экрану смартфона:
- Мам, я тебе ссылку кинула, как тебе? Посмотри…
Лицо девочки выражало попеременно то скуку и тоску, то глаза ярко загорались, когда она находила что-то интересное в многочисленных позициях товаров маркетплейса, на сайте которого она зависала.
Мама прошла по ссылке, очередная футболка с принтом аниме. Мама всегда поддерживала дочь, в том числе в стиле одежды. Но в последнее время она заметила, что дочка стала слишком часто делать покупки. Конечно, родители не давали ей слишком много денег, но все равно, так или иначе, то бабушка с дедушкой подкинут, то крестная, так и получалось, что у Лизы всегда были какие-то деньги, и девочка не придумывала ничего умнее, чем постоянно их тратить то на одежду, то на косметику.
В какой-то момент мама пыталась поговорить с дочерью, но успеха не достигла. Ответом было то, что «у других девченок еще больше шмоток и косметики тонна, не то, что у меня, и вообще, мы – нищие, вот посмотри, как другие живут», – распылялась девочка.
Отчасти мама, конечно, могла понять дочь. А кто в ее возрасте не хочет иметь модную одежду и косметику и всякие другие штучки? Но вот постоянное потребление, развивающаяся зависимость от вещей, шопоголизм вызывали у нее тревогу.
Действительно, наверняка многие согласятся, что общество потребления прочно сформировалось в нас. Даже у взрослых маркетинговые штучки это старательно воспитывали и преуспели в этом, чего уж говорить о подростках и детях. Мы зачастую скупаем все подряд, не задумываясь о том, надо ли нам это. Быстрая еда – потому что неохота готовить, новая тридцать пятая футболка – потому что надо же себя порадовать (а как еще радоваться?), поход в спа – (ну надо же за собой следить). Зачастую многое из того, что мы потребляем, было нам навязано. Многие даже не задумываются о том, надо ли им это, важно ли им это, стоит ли тратить на это деньги?
Что особенно было неприятно для мамы – что дочь таким образом травила свою скуку. Ведь по большому счету она не радовалась новой вещи, ну, по крайней мере, радость длилась первые пять минут после примерки. Потом в этой же вещи она валилась на диван, вещь мялась, быстро теряла хороший вид и превращалась в очередную тряпку.
Мама вспоминала, как сама, когда была подростком, любила свои вещи. У нее их было не так уж и много, но она дорожила ими. Да и сейчас у нее было не так много вещей, но все их она любила и содержала в порядке, не то, что дочь. Но дело даже не в этом. А в том, что покупки не приносят Лизе радости. Потому что они – только иллюзия удовлетворения потребности, но корни потребности лежат гораздо глубже.
Порой человек в состоянии длительного стресса, неудовлетворения стремится найти и находит такой способ, чтобы убежать от реальности, скрыться за мнимыми удовольствиями, которые хоть на время заглушают его пустоту внутри. Так формируются зависимости. Одна из них – шопоголизм. Люди покупают огромного количество ненужных вещей просто так, но ничего от этого не получают, но остановиться тоже не могут. Это большая проблема для тех, кто живет с таким человеком. И корни тут надо искать довольно глубоко и исследовать состояние этого человека, как он пришел к этой зависимости. Возможно, без специалиста тут не обойтись.
Но вернемся к Лизе и ее маме. Лиза делает это от скуки. Подростки зачастую не понимают, чего им не хватает и пытаются заглушить эту потребность в чем-то (неосознаваемую) самыми простыми действиями, например, покупками. Но это ничего им не дает в итоге. Конечно, огромную роль тут играет агрессивный маркетинг (он этим активно пользуется, использует, эксплуатирует эту неудовлетворенную потребность в получении радости), который на каждом шагу внушает нам, что нам что-то непременно нужно, что радость человек может испытать только тогда, когда, купит ту или иную вещь, и человек зачастую не выдерживает и подвергается этому влиянию. В случае подростков это гораздо проще и быстрее сделать, чем со взрослыми.
Потребность в постоянных покупках вредна сама по себе, не говоря уже о том, что это вредит финансовой грамотности, которой пытаются научить детей родители зачастую. Но и не все родители умеют рационально распоряжаться деньгами, совершая ненужные траты. Может быть, пора остановиться? А надо ли столько вещей? А может быть, пора по-другому взглянуть на потребление, может быть, хватит попустительствовать тому, что нам постоянно внушают, что нам нужно? Может быть, мы сами в состоянии это решить?
Но как же быть с Лизой? Конечно, если пытаться менять подростков, надо отдавать себе отчет в том, что встретите сопротивление. Мама этого хорошо понимала. Для начала она сама перестала делать импульсивные покупки. Справедливости ради скажем, что она их и так делала мало. Она понимала, что пытаться менять кого-то насильно, пусть даже это собственная дочь, затея глупая. Поэтому она не стала прибегать к нравоучениям, а просто стала постепенно сама менять свой образ жизни. Меньше ходить по магазинам, находить радости в повседневности, связывать приятные моменты не с покупками, а с событиями жизни, общением с близкими и с собой, саморазвитии.
Не стоит забывать, что человек – это продукт среды, в которой он развивается. Нельзя сказать, что на детей действуют только родительские установки. Большое влияние на них оказывают и сверстники, и другие значимые взрослые (это касается подростков). Поэтому нельзя однозначно сказать, что отчасти поменяв свой образ жизни, мама сможет воздействовать на дочь. Поначалу это, в 99 процентах, пройдет мимо нее. Но ничего, самой маме это будет полезно прежде всего. А потом, в перспективе, положительный пример не сможет не сказаться и на дочери, но будет это не сразу. Как-никак родители с детьми находятся в связке, и все равно влияют на их восприятие действительности, но всему свое время.
Мама стала прежде всего работать над собой, она понимала, что к подросткам надо быть снисходительнее. Постепенно, понемногу, шаг за шагом, Лиза начала осознавать, что есть и другие интересные вещи: « И вообще, почему это за меня кто-то решает, что мне покупать? А может, я вообще ничего покупать не хочу, вон, возьму и переделаю свою футболку, сделаю из нее дизайнерскую вещь, буду выделяться из толпы. А деньги лучше сэкономлю – пригодятся». Вот как подумала девочка. Ведь мы же помним одну истину – если подростку дать понять, что ему что-то указывают, решают за него, то это вызовет отторжение и противоположный эффект. Так и произошло с Лизой. Это была победа матери. Пожелаем им обеим удачи и радости просто от того, что они есть друг у друга.
Конечно, в этой истории пример простой, но вполне доходчивый. Не всегда все получается так, как нам бы этого хотелось. Увы. Но попробовать-то стоит. Самое сложное – это начать с себя. Это взрослым и родителям сделать порой очень трудно. Гораздо легче обвинять все вокруг – среду, учителей, школу, телефоны, и, конечно же, самих подростков, что они такие, какие они есть. Но не надо рубить с плеча. Попробовать самим себя поменять – это очень сложно, но возможно, если захотеть. Мама Лизы захотела и приуспела в своих начинаниях. И она большая молодец (и девочка тоже).