Найти тему
Простыми словами

Болезнь «Потребительство»

Даже у взрослых маркетинговые штучки это старательно воспитывали и преуспели в этом, чего уж говорить о подростках и детях
Даже у взрослых маркетинговые штучки это старательно воспитывали и преуспели в этом, чего уж говорить о подростках и детях

Лиза сидела на диване и водила пальцем по экрану смартфона:
- Мам, я тебе ссылку кинула, как тебе? Посмотри…
Лицо девочки выражало попеременно то скуку и тоску, то глаза ярко загорались, когда она находила что-то интересное в многочисленных позициях товаров маркетплейса, на сайте которого она зависала.


Мама прошла по ссылке, очередная футболка с принтом аниме. Мама всегда поддерживала дочь, в том числе в стиле одежды. Но в последнее время она заметила, что дочка стала слишком часто делать покупки. Конечно, родители не давали ей слишком много денег, но все равно, так или иначе, то бабушка с дедушкой подкинут, то крестная, так и получалось, что у Лизы всегда были какие-то деньги, и девочка не придумывала ничего умнее, чем постоянно их тратить то на одежду, то на косметику.


В какой-то момент мама пыталась поговорить с дочерью, но успеха не достигла. Ответом было то, что «у других девченок еще больше шмоток и косметики тонна, не то, что у меня, и вообще, мы – нищие, вот посмотри, как другие живут», – распылялась девочка.


Отчасти мама, конечно, могла понять дочь. А кто в ее возрасте не хочет иметь модную одежду и косметику и всякие другие штучки? Но вот постоянное потребление, развивающаяся зависимость от вещей, шопоголизм вызывали у нее тревогу.


Действительно, наверняка многие согласятся, что общество потребления прочно сформировалось в нас. Даже у взрослых маркетинговые штучки это старательно воспитывали и преуспели в этом, чего уж говорить о подростках и детях. Мы зачастую скупаем все подряд, не задумываясь о том, надо ли нам это. Быстрая еда – потому что неохота готовить, новая тридцать пятая футболка – потому что надо же себя порадовать (а как еще радоваться?), поход в спа – (ну надо же за собой следить). Зачастую многое из того, что мы потребляем, было нам навязано. Многие даже не задумываются о том, надо ли им это, важно ли им это, стоит ли тратить на это деньги?


Что особенно было неприятно для мамы – что дочь таким образом травила свою скуку. Ведь по большому счету она не радовалась новой вещи, ну, по крайней мере, радость длилась первые пять минут после примерки. Потом в этой же вещи она валилась на диван, вещь мялась, быстро теряла хороший вид и превращалась в очередную тряпку.


Мама вспоминала, как сама, когда была подростком, любила свои вещи. У нее их было не так уж и много, но она дорожила ими. Да и сейчас у нее было не так много вещей, но все их она любила и содержала в порядке, не то, что дочь. Но дело даже не в этом. А в том, что покупки не приносят Лизе радости. Потому что они – только иллюзия удовлетворения потребности, но корни потребности лежат гораздо глубже.

Люди покупают огромного количество ненужных вещей просто так, но ничего от этого не получают, но остановиться тоже не могут
Люди покупают огромного количество ненужных вещей просто так, но ничего от этого не получают, но остановиться тоже не могут

Порой человек в состоянии длительного стресса, неудовлетворения стремится найти и находит такой способ, чтобы убежать от реальности, скрыться за мнимыми удовольствиями, которые хоть на время заглушают его пустоту внутри. Так формируются зависимости. Одна из них – шопоголизм. Люди покупают огромного количество ненужных вещей просто так, но ничего от этого не получают, но остановиться тоже не могут. Это большая проблема для тех, кто живет с таким человеком. И корни тут надо искать довольно глубоко и исследовать состояние этого человека, как он пришел к этой зависимости. Возможно, без специалиста тут не обойтись.


Но вернемся к Лизе и ее маме. Лиза делает это от скуки. Подростки зачастую не понимают, чего им не хватает и пытаются заглушить эту потребность в чем-то (неосознаваемую) самыми простыми действиями, например, покупками. Но это ничего им не дает в итоге. Конечно, огромную роль тут играет агрессивный маркетинг (он этим активно пользуется, использует, эксплуатирует эту неудовлетворенную потребность в получении радости), который на каждом шагу внушает нам, что нам что-то непременно нужно, что радость человек может испытать только тогда, когда, купит ту или иную вещь, и человек зачастую не выдерживает и подвергается этому влиянию. В случае подростков это гораздо проще и быстрее сделать, чем со взрослыми.


Потребность в постоянных покупках вредна сама по себе, не говоря уже о том, что это вредит финансовой грамотности, которой пытаются научить детей родители зачастую. Но и не все родители умеют рационально распоряжаться деньгами, совершая ненужные траты. Может быть, пора остановиться? А надо ли столько вещей? А может быть, пора по-другому взглянуть на потребление, может быть, хватит попустительствовать тому, что нам постоянно внушают, что нам нужно? Может быть, мы сами в состоянии это решить?


Но как же быть с Лизой? Конечно, если пытаться менять подростков, надо отдавать себе отчет в том, что встретите сопротивление. Мама этого хорошо понимала. Для начала она сама перестала делать импульсивные покупки. Справедливости ради скажем, что она их и так делала мало. Она понимала, что пытаться менять кого-то насильно, пусть даже это собственная дочь, затея глупая. Поэтому она не стала прибегать к нравоучениям, а просто стала постепенно сама менять свой образ жизни. Меньше ходить по магазинам, находить радости в повседневности, связывать приятные моменты не с покупками, а с событиями жизни, общением с близкими и с собой, саморазвитии.


Не стоит забывать, что человек – это продукт среды, в которой он развивается. Нельзя сказать, что на детей действуют только родительские установки. Большое влияние на них оказывают и сверстники, и другие значимые взрослые (это касается подростков). Поэтому нельзя однозначно сказать, что отчасти поменяв свой образ жизни, мама сможет воздействовать на дочь. Поначалу это, в 99 процентах, пройдет мимо нее. Но ничего, самой маме это будет полезно прежде всего. А потом, в перспективе, положительный пример не сможет не сказаться и на дочери, но будет это не сразу. Как-никак родители с детьми находятся в связке, и все равно влияют на их восприятие действительности, но всему свое время.


Мама стала прежде всего работать над собой, она понимала, что к подросткам надо быть снисходительнее. Постепенно, понемногу, шаг за шагом, Лиза начала осознавать, что есть и другие интересные вещи: « И вообще, почему это за меня кто-то решает, что мне покупать? А может, я вообще ничего покупать не хочу, вон, возьму и переделаю свою футболку, сделаю из нее дизайнерскую вещь, буду выделяться из толпы. А деньги лучше сэкономлю – пригодятся». Вот как подумала девочка. Ведь мы же помним одну истину – если подростку дать понять, что ему что-то указывают, решают за него, то это вызовет отторжение и противоположный эффект. Так и произошло с Лизой. Это была победа матери. Пожелаем им обеим удачи и радости просто от того, что они есть друг у друга.


Конечно, в этой истории пример простой, но вполне доходчивый. Не всегда все получается так, как нам бы этого хотелось. Увы. Но попробовать-то стоит. Самое сложное – это начать с себя. Это взрослым и родителям сделать порой очень трудно. Гораздо легче обвинять все вокруг – среду, учителей, школу, телефоны, и, конечно же, самих подростков, что они такие, какие они есть. Но не надо рубить с плеча. Попробовать самим себя поменять – это очень сложно, но возможно, если захотеть. Мама Лизы захотела и приуспела в своих начинаниях. И она большая молодец (и девочка тоже).

Читайте также:

Быть в своей стае (на примере сказки «Гадкий утенок»).
Простыми словами23 июня 2023
Как выйти из рутины?
Простыми словами14 июня 2023
Обесценивание - не повод останавливаться
Простыми словами9 июня 2023