Упражнение 1
Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.
1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки, И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.
4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.
Упражнение 2. Определите значение выделенных слов, обращаясь к толковому словарю.
1. Преподаватель дал точное определение слова. Определение бывает согласованным и несогласованным. Секретарь звонким голосом стал читать определение суда (А.Пушкин). 2. Димитрий я иль нет – что им за дело? Но я предлог раздоров и войны (А.Пушкин). Предлог с управляет тремя падежами. 3. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом (А.Чехов). Простое предложение по строению грамматической основы может быть односоставным и двусоставным. 4. По словам А.С. Пушкина, «поэзия – это союз волшебных звуков, чувств и дум». Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Ответы: 1. Определение 1 – толкование, объяснение; определение 2 – второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета; определение 3 – постановление. 2. Предлог 1 – повод к чему-л., вымышленная причина; предлог 2 – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. 3. Предложение 1 – то, на что предлагается согласиться, что предлагается предпринять, осуществить; предложение 2 – слово или сочетание слов, выражающее сообщение, вопрос или побуждение. 4. Союз 1 – объединение; союз 2 – служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения.