Формирование навыков элементарного звукового анализа.
✅Выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук или нет)
✅Определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове
✅Нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова)
Последовательность действий при обучении звуковому анализу.
1. Ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал или условное действие, когда услышит слово с нужным звком.
2. Далее ребенок должен выделить этот утрирванно произснесенный звук и назвать его изолированно, вне слова.
3. Следующий этап работы - умственное действие переходит в речевой план. Ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук.
4. И последний этап, когда слово не произносится, а ребенок называет слова с заданным звуком.
Далеко не все слова можно сразу предлагать детям для звукового анализа.
На этапе обучения звуковому анализу рекомендована такая последовательность анализируемых звуков.
Для узнавания звука в слове:
1. Ударные гласные звуки (под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова)
2. Согласные звуки (в начале даем искать только сонорные звуки Р, Л, М, Н)
3. Любые звуки в любой позиции (кроме Йотированных гласных)
Для определения первого звука в слове:
1. Ударные гласные.
2. Сонорные согласные.
3. Щелевые согласные С, З, Ж, Ш, Ч, Щ.
4. Остальные согласные звуки.
Для определения последнего звука:
1. Ударные гласные.
2. Сонорные согласные.
3. Щелевые согласные.
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.
Продолжение следует...