Найти тему

Речевая готовность к школе.(Часть 2)

Оглавление

Формирование навыков элементарного звукового анализа.

✅Выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук или нет)

✅Определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове

✅Нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова)

Последовательность действий при обучении звуковому анализу.

1. Ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал или условное действие, когда услышит слово с нужным звком.
2. Далее ребенок должен выделить этот утрирванно произснесенный звук и назвать его изолированно, вне слова.
3. Следующий этап работы - умственное действие переходит в речевой план. Ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук.
4. И последний этап, когда слово не произносится, а ребенок называет слова с заданным звуком.

Далеко не все слова можно сразу предлагать детям для звукового анализа.

На этапе обучения звуковому анализу рекомендована такая последовательность анализируемых звуков.

Для узнавания звука в слове:

1. Ударные гласные звуки (под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова)
2. Согласные звуки (в начале даем искать только сонорные звуки Р, Л, М, Н)
3. Любые звуки в любой позиции (кроме Йотированных гласных)

Для определения первого звука в слове:

1. Ударные гласные.
2. Сонорные согласные.
3. Щелевые согласные С, З, Ж, Ш, Ч, Щ.
4. Остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:

1. Ударные гласные.
2. Сонорные согласные.
3. Щелевые согласные.

Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

Продолжение следует...