Найти тему
Лайфхаки финансиста

Боль финансовой отчетности.

Мне надо высказаться.

Последние пол года пристально изучаю, разговариваю, сама составляю и внедряю системы фин. отчетности и кое-что накопилось.

Сегодня я делаю это, имея в голове практику по банкротствам, практику по оперативному управлению бизнеса, внедрению бизнес процессов в секторе малого и среднего бизнеса.

Серфинг рынка произвожу не одна, масштаб моей деятельности невозможно вести самостоятельно. Называю это финансово - бухгалтерской бандой. И я не одна с этой болью, некоторые мои коллеги полностью солидарны со мной. А боль заключается в чем - в организации работы по управлению финансами, бюджетами, деньгами, кадровым, бухгалтерским и юридическим отделом.
Слушайте, все же просто Прибыль равно Доход минус расход. Это просто! Но, то, что я вижу вызывает ряд эмоций с попыткой вырваться через нецензурную брань.

В поле моего зрения попадают компании, которые работают по схемам:

1С + сервис фин. отчетности.
1С + УТ + ERP.

Из 20 компаний 1 может быть будет иметь реальные цифры. Из оставшихся 19 может в трех будет ежемесячно собран PL, из оставшихся 16 будут рисованные отчеты и, вероятно, в одной компании директор будет понимать что что-то не так, 15 компаний будут просто плыть по течению и 3 из них будет иметь скрытый накопленный убыток.

Интернет распространил знание по построению фин. отчетности, то, чем Запад и Азия занимается уже лет 15-20 хлынуло в умы российских предпринимателей. На HH этих вакансий, которые начинаются с того, что нужно ставить эту тройку отчетов. Последняя компания, где мы присутствовали - финансовый директор не понимал, как составить эту отчетность, но могла факторинги согласовать, когда показали цифры убытка - просто не поверили, аргументы, декларируемые в защиту достоверности не были услышаны (они сложные, вероятно).

Чего только не насмотрелись. Самая дичь - связка решений от 1С. На вопросы, считают ли они нормальным, то, что внедрение в течение года двух ничем не заканчивается остаются без ответов.

Самая прикольная ситуация, которую наблюдала - "фин. дир." согласовал лизинг Порша, директор отстал, получает отчет по прибыли, а накопленный убыток за 1 квартал составляет 10% от оборотки.

Еще раз - прибыль равно доход минус расход. Все, больше ничего. Это просто.

Вывод:
не подходит она для фин. отчетности, не подходит для управления. Можно конечно, но это как отказаться от Порша во имя Шохи.

Я лично знаю несколько программистов, которые пилят что-то на питоне чтобы делать фин. отчетность. Ни у кого не выходит! Они не знают как делать баланс. Это основная проблема. Сделают PL на базе каких-то там загрузок и выгрузок и думают, а что не так? При этом, когда меня зовут консультировать таких людей - они еще и не сговорчивые, попробуй ему что-то сказать, он сразу закрывается, такие уж они.

Малый бизнес - пользуйтесь сервисами, не используйте решения 1С.
Бухгалтерия мертвая наука, это про то, как было, когда работа маркетинга, отдела продаж, HR, логистики, склада зависит от того, что скажет бухгалтер - у вас не очень хорошая организация процессов.
Бухгалтер не должен быть в системе оперативного управления в 2023 году, это тормозит бизнес.
Бюджеты составляет не бухгалтер или финансовый директор, это делает кто-то, кто занимается оперативным управлением.
Я к чему - я в этих системах странных организаций давно, это всегда приводило к тому, что я становилась этим серым кардиналом, от решения и действий которого зависит многое. Это прикольно, входя сейчас в компанию, как правило 1-2-3 недели для того, чтобы вкурить, что одно действие приводит к бюрократизации Пети, Вани, Маши и коммуникационных проблем с увеличением трудозатрат и трате времени на столько-то часов. Насквозь вижу теперь.

Сначала было прикольно, а потом даже не смешно видеть реакцию людей, которые удивлялись и спрашивали - а как такие обороты и такое количество людей можно посчитать двумя людьми. А вот так. А мне не понятно, как можно по-другому.

Все, надеюсь, выгрузила основное.