Сколько существует кинематограф, столько и ведется спор — должно ли киноискусство как-то влиять на своего зрителя? Владимир Ильич считал, что должен быть спрос с «важнейшего из искусств», известный же переводчик Дмитрий «Гоблин» Пучков как-то заявил, что «никому и ничем оно не обязано». Дискутировать с великими не будем, пускай это делают режиссеры. Например, американский постановщик Кирк Харрис. Не долго думая, он собрал команду посредственных актеров, такого же уровня знаний и умений сценаристов, и поставил картину по мотивам своей самой любимой книги — романам Марка Твена. Ну а что? Вдруг кого-то вдохновит на их прочтение по выходу из кинотеатра?
Увы. Подобного рода работы если кого и могут вдохновить, так это выбравших в качестве своей будущей профессии кинематографистом выпускников школ. Вдохновить — бросить эту мечту и заняться чем-то нестыдным. Что же не так с заявленной как приключенческий фильм картиной «Сокровища Тома Сойера»? Для начала, перед нами очень нескладно рассказанная история. У нее уж слишком много персонажей, претендующих на звание центрального. Начинается все это как рассказанная от первого лица неким седовласым старцем байка о Томе Сойере, который действительно существовал в реальности и где-то запрятал сундук с сокровищами. Зрителю показывают, как в разные времена десятки человек пытались разыскать его. Но тщетно. Потом резко ракурс меняется. Нам предлагают следить за юной девицей по имени Агата, которая с нарисованной не лучшим мастером компьютерной анимации говорящей кошкой спасается от говорящего аллигатора, а потом — становится известной на весь мир девочкой-путешественницей.
Годы прошли, теперь главным персонажем фильма (а идет всего лишь его шестая минута!) становится уже сын этой повзрослевшей Агаты — Энтони. Он старшеклассник, со своими увлечениями, лучшим другом и потенциальной герлфрендшей. Но что же творит его навязчивая, да еще и с синдромом гиперопеки мать! Она просто не дает парню свободно дышать. Да что там… для тотального контроля она устраивается учителем в его школу. На одном из уроков она воодушевленно рассказывает о Марке Твене и персонаже его книг — Томе Сойере. И дает классу задание — отправиться на поиски клада. Пока в сериале «Эйфория» схожие по возрасту с этими ребятами школьники интересуются запрещенными веществами и вопросами полового развития, ученики «Сокровищ Тома Сойера» бросаются разыскивать что-то вряд ли существующее.
Сценарий картины написал тот же самый «гений» юношеского кино, которого надо благодарить за недавний провальный «Каспер. Легенда возвращается» (2022), — Ник Поллак. Надо бы запомнить это имя. И обходить мимо продукцию, к производству которой он приложил свои таланты. Что в «Каспере» люди просто визжали от ужасно прорисованного ребенка-приведения, так и в «Сокровищах Тома Сойера» кривили лицо при виде говорящего кота и аллигатора. Значит, бюджеты пилят не только в нашей киноиндустрии. Но если бы только проблема была в компьютерной анимации. Здесь же и с прорисовкой персонажей полный аут. Девочка-путешественница, выросшая в боящуюся каждого шороха мать? А что случилось-то с ней? А отец ее ребенка, — что с ним-то не так, почему она его возненавидела? Никакая из слегка задетых в диалогах тем не раскрыта: ни первая юношеская любовь, ни важность литературы в становлении человека, ни надобность тяги к познанию себя и мира. Ни-че-го.
Ну и самое ужасное — это квесты, которые героям приходится решать, чтобы найти клад. И это при обилии кино про разного рода квеструмы и загадки! Да режиссер хоть бы про «Пилу», «Куб» и всяких там «Клаустрофобов» вспомнил (с учетом на детскую аудиторию, конечно). А зачем, если оператору можно просто потрясти камеру, создав эффект землетрясения, — вот вам и первая опасность на пути к разгадке тайны. Не поверите, но эффект трясущейся камеры а-ля землетрясение — будет использован не раз. Надо ли говорить про качество актерской игры? Вот и мы не станем. В общем, если и смотреть этот фильм, то с детьми не старше 10 лет. Только перед сеансом расскажите им, кто такой Марк Твен.ОЦЕНКА DVHAB.ru: 2 из 10 IMDb: 4.3
Купить билет онлайн на приключенческий семейный фильм «Сокровища Тома Сойера»
Если детское кино — это не для вас, то на этой неделе в хабаровских кинотеатрах можно увидеть и другие ленты: российскую драму «Дыхание», отечественную комедию «Мальдивы подождут», хоррор «Шкатулка проклятия. Шепот ведьмы», новый фильм Франсуа Озона «Мое преступление» или же боевик Ника Кассаветиса «Он — это пуля».
Денис Ковалёв, новости Хабаровска на DVHAB.ru