Оказывается, Маринина еще пишет новые романы про Анастасию Каменскую. Со старыми героями, но новые. Про давно прошедшие времена, но новые.
Персонажи знакомые, особых открытий не состоялось. У Каменской хронически пустой холодильник, Чистяков жарит отбивные, и так сорок лет подряд. Настя конструирует таблички, причем в уме (компьютеров еще нет), Гордеев майор, но уже округлился, до Колобка осталось немного.
Время действия указано календарно и вынесено на обложку, но это дата начала книги. Период берется длительный, тот, который позже начнут называть эпохой застоя. За застоем последует перестройка и ускорение, потом доживем и до нынешних времен, но это уже другие романы. Поразилась тому, как автор исступленно клянет тогдашнюю действительность. Все и вся вокруг лживое, показушное и спекулянтско-воровское. В магазинах сплошное убожество, купить что-либо пристойное без блата невозможно. Красивые вещи - только у спекулянтов за немыслимые деньги или привезти из-за границы. Девочка носит пальто черно-желтой расцветки и синюю шапку. Невыносимое сочетание, а ведь мать – художница, причем одета элегантно, а на дочь ни денег, ни возможностей нет. Связать самой шапку другого цвета - руки отсохнут. Чай кипятят кипятильником в стеклянной банке. Электрочайники тоже дикий дефицит? Стоили вроде от 3 до 5 рублей, до сих пор на дачах функционируют.
Два друга – майор Гордеев и подполковник Череменин – желают распить бутылку коньяка в приватной обстановке и ничего лучше служебного кабинета не находят. Дома некошерно, а ни в кафе, ни в ресторанах мест нет. Коллега из ОБХСС такую же проблему решает влет, и встречается с Гордеевым в «Арагви». В общепите, гостиницах, больницах лозунг один – тащить и не пущать. Больше всего страданий по поводу отсутствия информационного взаимодействия и единых баз данных. Так до высоких технологий и Интернета надо дожить, в те времена ввод информации осуществлялся с перфокарт, в вычислительных центрах стояли машины серии ЕС, шибко не разгуляешься. А в Америке жизнь гораздо лучше, там и профайлеры имеются, и психологи на допросах присутствуют.
Страшные времена, даже не верится, что пережили. Нынче конечно, лучше. И в магазинах изобилие, и все такое замечательное и превосходное, информации хоть залейся, свободы навалом, жизнь счастливая как в сказке.
Детективная линия весьма замысловатая. Начинается с пропажи подростков. Умные, серьезные, родителей слушаются, а попались на столь неправдоподобную наживку. Правилам безопасности их не учили? Дальше выясняется, что это лишь эпизод, а преступление более тяжелое. Права Каменская, утверждая, что статистика не дает точной картинки преступности, учитывая только попавшихся придурков, а умные остаются вне досягаемости. Хотя в книге разоблачили и жуткого маньяка, по чистой случайности, скороговоркой, в самом конце.
Красной нитью проходит вражда правильных ментов и коварных интриганов из КГБ. «Их бы силы, да на искоренение преступности – мечтают герои книги, - а то палят из пушки по воробьям-диссидентам».
Рекомендовать роман к чтению можно только рьяным поклонникам Марининой со стажем не менее 30 лет, но они его прочтут и без моих рекомендаций.