Маркс верно сказал, что крестьянин — «непонятный иероглиф для цивилизованного ума». Исходя из политэкономии, Ленин был уверен, что освобождение крестьян от оков общины — благо для них.
«Советская цивилизация. От начала до Великой Победы», 2001 г.
Усомнившись в точности цитаты Карла Маркса, автор исследования «Имитация науки. Полемические заметки» доктор философских наук Рудольф Лившиц открыл его собрание сочинений и увидел, что предчувствие его не обмануло. Комментируя избрание племянника императора Наполеона I президентом Франции в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» основоположник научного коммунизма писал:
«Первый день применения конституции был последним днём господства Конституанты. В глубине избирательной урны лежал её смертный приговор. Она искала “сына своей матери”, а нашла “ племянника своего дяди”. Саул-Кавеньяк добился одного миллиона голосов, Давид-Наполеон — шести миллионов. Шестикратно был разбит Саул-Кавеньяк [Луи Эжен-Кавеньяк, генерал и глава правительства, которого победил на первых в истории Франции президентских выборах Шарль-Луи Бонапарт — «ИстЛяп»]. 10 декабря 1848 г. было днём крестьянского восстания. Лишь с этого дня начался февраль для французских крестьян. Символ, выразивший их вступление в революционное движение, неуклюже-лукавый, плутовато-наивный, несуразно-возвышенный, расчётливое суеверие, патетический фарс, гениально-нелепый анахронизм, озорная шутка всемирной истории, непонятный иероглиф для цивилизованного ума, — этот символ явно носил печать того класса, который является представителем варварства внутри цивилизации».
Маркс назвал «непонятным иероглифом» будущего императора Наполеона III, которого избрали крестьяне. Кара-Мурза прочёл его книгу, увидел там фигу и объявил «иероглифами» самих крестьян.
https://istlyap.ru/marks-skazal-chto-krestyanin-neponyatnyj-ieroglif-dlya-czivilizovannogo-uma/