Найти тему
LiveLib

Величайшая из великих. Мерил Стрип к лицу жизнь и признание

    Величайшая из великих. Мерил Стрип к лицу жизнь и признание
Величайшая из великих. Мерил Стрип к лицу жизнь и признание

Если в мире и есть актриса безусловно всеми признанная одной из самых (если не самой) талантливых, то это, конечно же, невероятная Мерил Стрип. Невероятная она потому, что с трудом верится в такой безграничный талант не дающий осечек. И это не мое (а точнее не только мое) мнение: так считают кинокритики всего мира. Зрители тоже отдают свои сердца прекрасной Стрип, которая с уверенностью и хладнокровием завоевывает новые и новые вершины, раскрывая все грани своего таланта.

Поговорим о важном сразу. У Мерил три статуэтки «Оскар» из 21 номинации! На сегодня она актриса с самым большим количеством номинаций в истории премии. Из 31 номинации на «Золотой глобус» она забрала 9 статуэток, что тоже абсолютный рекорд. В ее портфолио есть номинация на театральную премию «Тони» и награды крупнейших кинофестивалей мира — Каннского и Берлинского. Первый «Оскар», кстати, актриса получила всего через два года после дебюта. Это ли не показатель того, как она вошла в индустрию королевой? Первая номинация на «Оскар», кстати, была всего за год до победы на премии.

Предлагаю бегло пройтись по фильмам Стрип, которые заслуживают внимания и которые относятся к главному для нас — к литературе.

«Крамер против Крамера» 1979 год

Даже не знаю, должна ли я рекламировать этот фильм и агитировать вас к просмотру, или мы можем пару минут помолчать и перейти к следующему — «Крамер против Крамера» картина уникальная и культовая. Конечно, оценить ее непросто, когда ты не очень интересуешься судами и фильмами о таких процессах. Но если дать картине шанс — она западет в самое сердце. Здесь изумительный актерский дуэт: Мэрил Стрип и Дастин Хоффман смотрятся вместе прекрасно. История надрывная и важная: о том, что значит быть родителем. О том, что станет с каждым членом семьи, когда семья эта будет разрушаться. Очень важная картина и в наши дни тоже, когда гендерные роли становятся всё более размытыми и неочевидными. А уж в год выхода фильма эти темы и вовсе были животрепещущими. Именно поэтому фильм получил 5 статуэток «Оскар», включая и номинацию «Лучший фильм».

Несмотря на молодость, на съемках Мерил Стрип показала и характер, и талант. Речь ее героини в суде была написана самой актрисой, которую не устроил текст, написанный изначально сценаристами. Не знаю, что же должно было быть сначала, но результат — божественный. Кино стало культовым и одним из лучших в жанре судебных фильмов. При всей кажущейся повседневности и обыденности, фильм наполнен трогательными, трепетными и важными моментами. Его нужно впитывать всей душой.

Эвери Кормэн - Крамер против Крамера

«Женщина французского лейтенанта» 1981 год

Одно из самых известных и знаковых произведений Джона Фаулза обрело жизнь на экранах с великолепными Мерил Стрип и Джереми Айронсом в ролях. На момент моего обучения в университете мне было очень важно не только прочитать всю необходимую художественную литературу к парам зарубежки, но и посмотреть доступные в то время экранизации этой литературы. Так мы составляли мнение об актуальности, видении историй режиссерами и прочее в том же духе. И, конечно, я наткнулась на великое множество не самых удачных экранизаций. Некоторые откровенно вгоняли в сон. Но «Женщина французского лейтенанта» приковала мое внимание сразу же. Не знаю, возможно меня заворожила молодая Мерил Стрип. Возможно, я изначально возлагала большие надежды на этот фильм, так как меня очень впечатлили романы Фаулза. Что бы ни стало причиной — фильм я посмотрела на одном дыхании. Прекрасная атмосфера, великолепная актерская игра, трепетное отношение к первоисточнику — кино прекрасно. Стрип прекрасна.

Джон Фаулз - Любовница французского лейтенанта

«Ревность» 1986 год

Я признаюсь официально в слабости не только перед Мерил Стрип, но и перед великолепным Джеком Николсоном. У него та еще репутация среди писателей, в чьих экранизациях он снимался, но я каждую люблю. И особенно эту. Снова роль в фильме о семье, о супругах, о непонимании. Актерский дуэт — выше всяких похвал. Такая страсть и химия, такие настоящие, достоверные отношения. Фильм очень интересный, моментами смешной, моментами до слез. Однозначно из списка того, что обязательно к просмотру хотя бы раз в жизни. Роман Эфрон тоже заслуживает внимания. Эта история автобиографична, но написана не в мрачных тонах из темы «пожалейте меня бедную-несчастную». Роман более чем прекрасно художественно оформлен, а общее настроение — позитив и вера в будущее, ведь для автора, а значит и для героини, это не конец. Всё лучшее впереди.

Нора Эфрон - Оскомина

«Искусственный разум» 2001 год

Мерил Стрип участвует не только в концептуальных, злободневных и потенциально оскароносных фильмах — она берется за всё, что ей интересно. Так она озвучила Голубую Фею в культовой картине Стивена Спилберга о мальчике, который хотел стать живым. Изначально этим проектом был заинтересован сам Стэнли Кубрик, который работал над фильмом уже в 70-е года. Однако он считал графику тех лет слишком слабой для воплощения сюжета, поэтому производство застопорилось. Режиссерское кресло занял Спилберг после смерти своего предшественника.

Признаюсь честно: в детстве меня фильм гипнотизировал. Я не понимала атмосферы и антуража: тема будущего, глобального потепления и прочее подобное меня не цепляло. Но простая и понятная история Дэвида, мальчика-андроида, трогала до глубины души. Острое понимание того, что он просто хотел любви, причиняло почти физическую боль. Несправедливость и жестокость в отношении этого крошечного и невинного существа злила. Сама Стрип не появится в кадре, она отдала персонажу только свой голос. Но фильм к просмотру обязателен. Это не только экранизация рассказа Олдисса, но и ретеллинг (что нынче особенно модно) истории Пиноккио, чего фильм не скрывает, называя персонажей схожими именами и заимствуя сюжетные повороты.

Брайн Олдисс - Суперигрушек хватает на все лето (сборник)

«Часы» 2002 год

И роман, и фильм уникальны. Они играют с читателем/зрителем, давая три сюжетно-временные линии, которые, на первый взгляд, даже не связаны друг с другом. Но это лишь первый взгляд. Чем дальше по сюжету, тем плотнее сплетаются истории трех женщин, а в конце — настоящее волшебство сценария. Фильм получил заветную статуэтку «Оскар» за лучшую женскую роль, но это, внезапно, была не Мерил Стрип. Именно в этом фильме ее обошла Николь Кидман, но всё же не затмила. Все три актрисы, Джулианна Мур с ними, запоминаются образами и игрой. Все три уникальны и органичны в своих ролях. Стрип изумительна и трогательна. Возраст ей к лицу (хотя я встречала мнение, что она будто всегда в возрасте), в ее глазах зритель увидит и мудрость, и опыт.

Майкл Каннингем - Часы

«Лемони Сникет: 33 несчастья» 2004 год

Я хочу забыть весь этот фильм, стереть его из памяти полностью, кроме тетушки Жозефины в исполнении Мерил Стрип. Такая очаровательная, харизматичная, обаятельная, характерная дама у нее получилась, что при первом просмотре я даже почти проснулась на ее появлении. Я не читала книг, по которым снято это несчастье, но фильм сам по себе не сработал. Я до сих пор не могу понять, на какой именно возраст рассчитана картина (я бы поставила 49+), потому что настроение и тон фильма неровный и довольно жестокий. Мало того, что детей всё время пытаются сначала убить (при том довольно экстравагантными способами), так еще и кто-то посчитал уместным сюжетный поворот, при котором раздражающе кривляющийся Керри в преклонном внешне возрасте решает жениться на юной девочке, которой угрожает убийством младшей сестренки. Не зацепило в детстве, не впечатлило и сейчас. Возможно, только возможно, если это и есть настроение самих книг и я ознакомилась бы с ними раньше фильма, то мне было бы привычно, но, увы. А Жозефина прекрасна и чудаковата. Жаль, конечно, эту добрячку.

Лемони Сникет - Скверное начало

«Дьявол носит Prada» 2006 год

Кажется, что этот фильм не нуждается в представлении. Он произвел настоящий фурор в киноиндустрии, подтянув в свои ряды изумительных актеров: Мерил Стрип, Стэнли Туччи, Энн Хэтэуэй, Эмили Блант, Саймон Бейкер. Их потрясающая игра приправлена атмосферой моды и стиля, картинка на высшем уровне, костюмы радуют глаз и впечатляют. Даже далекие от фэшн-индустрии люди проникаются хотя бы на мгновение философией и настроением фильма и модного журнала «Подиум». Персонаж Стрип великолепна. Сильная женщина, сделавшая себя сама, отдающая на алтарь успеха свою семью и жизнь. Думаю, так или иначе, это знакомо многим женщинам в наши дни.

Фильм, если отвлечься от яркого и манящего фантика, довольно типичный и даже посредственный. Тема выбора между благом для себя и благом для других, семьей и работой, деньгами и душой — не нова, как ни крути. Мне кажется, и я не претендую на то, чтобы считаться истиной в последней инстанции, кино спасено именно актерским составом. Мерил в роли Миранды несравненна. Настолько, что когда на сцене премии (кажется, «Оскар») появились Энн и Эмили, начав в шутку разыгрывать диалог между своими персонажами из фильма, ссылаясь на сидящую в зале Стрип, та моментально из улыбающейся актрисы превратилась в надменную хозяйку модного журнала, смеряя девушек пронзительным взглядом. Секунда, а перед нами уже другой человек. Человек, способный на своем таланте вывезти целый фильм.

Лорен Вайсбергер - Дьявол носит Prada

«Август: Графство Осейдж» 2013 год

Как-то летом совершенно случайно я наткнулась на этот фильм по телевизору. Была уже глубокая ночь, мне не спалось, я щелкала по каналам, желая убаюкать себя чем-то не особенно интересным. Этот фильм сначала показался мне именно таким: похороны отца семейства, на которые это самое семейство и собирается. Все со своими болями, обидами, проблемами и другими эмоциями. Но то, что обещало мне быть унылым и монотонным драматическим эпосом, внезапно обратилось динамичной и захватывающей драмой. Актерский состав подобран великолепнейший. Особенно отдаю свою любовь двум ведущим женским ролям: это, конечно же, Мерил Стрип и Джулия Робертс. Я не сомкнула глаз до самых титров, а потом с большим удовольствием пересматривала этот фильм со своей мамой. Мы обсуждали его взахлеб, восхищаясь киноязыком, актерской игрой, сюжетом. Фильм, действительно, непростой. Он вскрывает гнойники любых семей. Неважно, насколько будет похожа история вашей семьи на то, что происходит на экране — тайны найдутся у всех. И очень полезно иногда взглянуть со стороны на то, к чему приводит их сокрытие. Прекрасный фильм, заслуживающий любых лавров.

Трейси Леттс - Август: графство Осэйдж

«Чем дальше в лес…» 2014 год

Даже если по какой-то причине вы не являетесь поклонником мюзиклов, этот заслуживает внимания. Новый взгляд на все известные сказки, которые переплетаются в один большой сюжет. Мерил Стрип в фильме предстает в роли ведьмы, которая натворила много всяких дел в разных сказках. И Рапунцель она похитила, и пекаря она прокляла, и волшебные бобы, ведущие к великанам по стеблю, тоже она выращивала. Актриса предстает в одной роли, но двух образах: ведьма под проклятием старости и уродливости и ведьма без проклятия. Все песни в фильме актеры исполняли сами, и голос Стрип чарующий. Да, я уже к выходу этого фильма засмотрела до дыр «Mamma Mia!», в котором актриса тоже сама исполняла песни группы ABBA, но в этом мюзикле она раскрылась по-новому. Сильный голос сильной женщины пробирает до мурашек. Готова пересматривать этот фильм снова и снова (но я случай вообще особенный, потому что люблю мюзиклы и обожаю всяческие ретеллинги сказок).

Бруно Беттельхейм - О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок

Легко и играючи актриса справляется с любыми ролями. Ей по силам всё: комедия, драма, романтика, мюзикл, мультфильмы. Она хороша и в трэш-комедиях вроде «Смерть ей к лицу», и в биографических фильмах, и фильмах, основанных на реальных событиях. Она прекрасна в романтических ролях и отрицательных. Она уникальна. Именно поэтому снова и снова критики признают ее талант, желая отметить новую роль. Своим появлением она способна любой фильм превратить если не в шедевр, то в невероятно знаковую картину. Что-то подсказывает мне, что 21 номинация — не предел для нее. Пока она снимается, мы, благодарные зрители, будем ждать каждый фильм и чествовать ее так, как заслуживает королева индустрии.

Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях» Лина Синявская