Сегодняшняя история недлинная, но необыкновенно грустная. Или, вернее, заставляющая задуматься. Может, я не очень много еще знаю о великих в мире бонай, но ни разу не встречалась с историей о том, что владелец питомника, организатор школы бонсай, автор книг, человек, который более 50 лет занимался бонсай, был вынужден продавать все свои деревья.
Это не история австралийской семьи Корешофф, женщины которой приняли это осознанное семейное решение после смерти Виты. Это не история Бекки Лукас из Южной Африки, коллекция деревьев которой после тяжелой болезни хозяйки была сохранена в дендрарии университета города Стелленбос. Это не история семьи Кена Сугимото из калифорнийского Пало-Альто, младшее поколение которой не было готово принять его бизнес, но все-таки сделало попытку продолжить дело.
Между следующими двумя снимками на территории питомника бонсай Dragon Garden в районе Вайманало (Гавайи) между горами Кулау и горой Оломана около 20 лет.
На первом снимке хозяин питомника Уолтер Лью (Walter Lew) почти сразу после его открытия около 2000 года. Он, оставив преподавание восточного искусства и китайской литературы в университетах Техаса, Тайваня и Гавайев, решил посвятить себя занятиям бонсай. Знакомство с этим искусством произошло, в Китае, где он родился, на Тайване, где он долго жил, в Японии и снова в Китае – где он постигал это искусство у мастеров. На фото ему около 68 лет. Он ушел на пенсию, будучи владельцем мебельного магазина.
В его профессиональном архиве создание Гавайского культурного центра бонсай (Hawaiian Bonsai Cultural Center). Центр и питомник официально открывались во время Конвенции Международного клуба бонсай (BCI) в июле 2000 года и были центром пристального интереса этой организации. Питомник содержал в разное время до 600 деревьев. Преподавая в центре, Лью обязательно включал в программу несколько занятий, посвященных основам восточной культуры – в его личной коллекции было много подлинных предметов, которые можно было наглядно изучать. Он считал, что без этого трудно понять бонсай. Он приводил связи некоторых форм деревьев и принципов их выращивания с культурными и художественными традициями Китая и Японии.
Его рассуждения очень специфичны. Много читая о бонсай в последнее время, я пришла к выводу, что огромный вклад в то, что бонсай сохранился и распространился, по крайней мере, на американском континенте, был сделан японским иммигрантам.
Лью же смотрит глубже: «японцы и жители Окинавы, иммигрировавшие на Гавайи в 1800-х годах, были в основном необразованными и поэтому мало что знали о культуре и истории Китая и Японии, что является неотъемлемой частью понимания искусства. Многие техники, используемые любителями бонсай сегодня, возникли в результате попыток иммигрантов подражать мастерам бонсай»
Уолтер Лью писал статьи о бонсай для самых разных изданий, а как преподаватель адаптировал многие общие технологии бонсай к деревьям, произрастающим на Гавайях. Учебник, содержащий эти рекомендации, был очень популярен и переиздавался несколько раз.
Его работы выставлялись на местных художественных выставках. Несколько бонсай мастера находятся в постоянной экспозиции Академии искусств Гонолулу. Уолтер Лью – активный член местного бонсайного сообщества.
На втором, размещенном в паре фото – территория питомника в начале 2021 года. Из-за нарушений условий аренды Уолтер и Энн Лью лишились договора аренды после решения Совета по земельным и природным ресурсам (BLNR) и были выселены с территории питомника. Что произошло? Я не буду гадать, хотя с десяток предположений вертятся «на языке».
Еще в 2010 году переиздается учебник Лью, а в 2013 – видны последние следы активности на сайте питомника и рекламы обучающих курсов центра. Встречается информация о продаже бонсай. Дело, вероятнее всего, не только в договоре аренды.
Совершенно точно, нужно знать всю ситуацию полностью, чтобы делать выводы. Но хочется видеть дружескую помощь «собратьев» по бонсай, реакцию бонсайных сообществ, заинтересованность ботанических садов или музеев в сохранении коллекции. Что останется от старого мастера – адаптированный учебник и несколько бонсай, подаренных ранее музею? Что остается ему?
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.