Найти тему
Киновед в штатском

История сломанных игрушек: Куда подевалось волшебство из новых фильмов Pixar?

В мировой прокат вышла новая полнометражная лента "Элементарно", 27-я картина студии Pixar, пиратская копия уже доступна на отдельных флибустьерских площадках. Уже посмотрели? Нет? А почему? Ведь еще какие-то 10 лет назад мультики этой компании встречали аншлагами и ажиотажем, они собирали по миру миллиарды, получали "Оскары" и признавались неоспоримыми шедеврами. Что случилось в последние пять лет? Почему новые ленты Pixar, словно китайские новогодние игрушки, перестали радовать? Куда подевалось фирменное волшебство? Давайте разбираться.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Невероятный взлет анимационной студии Pixar уже вошел в учебники – в 1994 году "История игрушек", первый полнометражный компьютерный фильм, заработала невероятные для мультика 394 миллиона долларов. И это при бюджете 30 миллионов – пример для тысяч молодых кинематографистов и аниматоров! На одной ленте студия не остановилась и со временем превратилась в фабрику шедевров – каждый новый проект становился событием мирового масштаба, аудитория изменила отношение к "детским" историям, семейное кино привлекло в кинозалы миллионы новых зрителей.

-3

Прошло почти 30 лет, выпущено 27 картин, собраны все возможные награды, совершено слияние с Disney стоимостью в 7,5 миллиарда долларов – возможно ли всё это время находиться на вершине и не испытывать проблем? Очевидно, нет. Вот и у мультяшек случился спад, и спад заметный – год назад в кинотеатрах с треском провалился "Базз Лайтер", приквел культовой "Истории игрушек", в эти дни мы с прохладцей наблюдаем за тем как на дно идет батискаф с "Элементарно" – сборы премьерного уикенда фильма удручают даже скептиков. Многие пытаются понять, что же изменилось, руководители студии мечутся в поисках способов выхода из кризиса, конкуренты пользуются открывшимися возможностями – предлагаю свое видение ситуации.

-4

Безусловно, и прежде у Pixar случались если не темные, то сумрачные полосы – "Тачки 2" или "Хороший динозавр" собрали меньше, чем рассчитывали боссы студии, а зрителями были приняты неоднозначно. Однако, на каждый такой "затык" аниматоры отвечали новым хитом – "Головоломка", "В поисках Дори", "Тайна Коко" позволяли не просто держаться на плаву, с ними компания чувствовала себя уверенно и способна была вкладывать существенные суммы в новые проекты. Однако на четвертой "Истории игрушек" что-то незримо сломалось – мало того, что необязательный квадриквел при впечатляющих сборах был признан очень слабым сюжетно, так еще и последователи подкачали. "Вперед" помешала пандемия, "Душа", "Лука", и "Я краснею" вышли сразу в цифре, а "Базз Лайтер", как уже было сказано, ушел в коммерческое пике. Но не только в деньгах дело, фильмы словно утратили магию.

-5

Не последнюю роль в этом падении сыграл уход из компании Джона Лассетера. Лассетер руководил студией с момента ее зарождения и выступил режиссером таких картин как "История игрушек", "Приключения Флика", "Тачки", "История игрушек 2" и "Тачки 2". Его идеи были включены во все последующие картины, он вдохновлял молодых авторов и готовил самых профессиональных специалистов, которые развивали Pixar. После покупки Pixar корпорацией Disney Лассетер получил должность главного креативного директора совмещенного анимационного подразделения и продолжил давить на газ. Увы, в 2018-м продюсер, режиссер и главный креативщик студии вынужден был оставить пост из-за обвинений в домогательствах и неподобающем поведении. Конечно, вряд ли всё в Pixar держалось на одном человеке, но такой удар не мог не отразиться на коллективе.

-6

Кризис пришелся на период пандемии, во время которой само существование киноиндустрии оказалось под вопросом. "Вперед", симпатичная фэнтезийная история с трогательным посвящением ушедшим родным и близким, вышла за пару недель до закрытия кинотеатров, поэтому мы никогда не узнаем, сколько в действительности фильм мог собрать в кинотеатрах. Как не узнаем кассовый потенциал отмеченных многими критиками "Души" и "Луки" – им в кинозалы вообще попасть не довелось. Понятно, что все находились в равных обстоятельствах, карантин и ограничения ударили по всем, но также очевидно и то, что лидерам всегда сложнее удержать позиции. Спортсмены выходят на пик формы к самым ответственным соревнованиям – как только конкуренция исчезает, пропадает и стимул быть в тонусе.

-7

Параллельно с этими проблемами руководство Disney внезапно выступило с весьма противоречивым заявлением. Главный исполнительный директор компании во время выступления в 2022 году вдруг заявил: "Наша публика, конечно, рада тому, что их дети смотрят "Русалочку", "Дамбо" или "Пиноккио", но после того, как юная аудитория уснет, родители тоже должны что-то смотреть. Нам нужна продукция для более взрослого зрителя". Странными эти слова выглядят сразу по двум причинам. Во-первых, глава студии почему-то считает, что анимация не интересна взрослым. А во-вторых, получается, что Disney отказывается от упора на ту сферу, которая раньше была в приоритете. Не иначе, последние дни наступают.

-8

А между тем, пока нынешние руководители Pixar перешли в отрицательное наступление, другие студии усилили нажим, ведь, как легко можно увидеть, аудитория по-прежнему с удовольствием смотрит анимацию. "Братья Марио" легко могут остаться самым кассовым релизом 2023 года со своими сборами в 1,3 миллиарда долларов. "Кот в сапогах" вдохнул уверенность в авторов "Шрека, и те приступили к работе над пятой лентой. Наконец, "Человек-паук" от Sony, из рук тех же людей, которые прежде снимали "Эмодзи-фильм" и "Злых птичек" – дилогия о Майлзе Моралесе не просто уверенно собирает деньги по всему миру, оригинальная рисовка заставила шевелиться художников самых разных компаний. Рискованный эксперимент сработал и показал востребованность оригинальных рисованных проектов.

-9

Так что же не так в рабочих кабинетах Pixar? Куда улетучилось обаяние героев, глубина характеров, оригинальность сюжетов и уникальность технологий? Неужели магия полностью выветрилась из коридоров студии? Полагаю, хоронить компанию рано, Pixar жива, хоть и находится на самом минимуме своего потенциала, и причину этого вижу только в одном – в какой-то момент кто-то из руководства студией испугался смелых новаторских шагов и решил засесть в обороне. На определенном этапе между свежими проектами и сиквелами прежних хитов выбор был сделан в пользу последних. Что-то удалось, как "Дори" и третья "История игрушек", но в существенной степени откат к самоповторам снизил уровень стресса, который и давал авторам возможность проявить себя.

-10

Вот и сейчас – вместо смелых самобытных проектов зрителей ждут пятая "История" и "Головоломка 2". Не то, чтобы они были совсем не нужны, свои зрители у них найдутся, но это еще два круга пробуксовки, которые сожрут остатки форы, имевшейся у Pixar перед своими конкурентами. Можно позаимствовать остатки волшебства из своих предыдущих фильмов, но этого не хватит для того, чтобы из искры разгорелось пламя. Скорее руководству стоит проанализировать, что такого удалось добавить в свои ленты недавним аутсайдерам, и попробовать вплести успешные решения других студий в свои наработки – ведь не постеснялись же те использовать приемы Pixar. И успех пришел.

-11

Былые заслуги позволяют Pixar еще пару-тройку лет в относительном спокойствии провести работу над ошибками – все-таки рисование, даже с учетом новых технологий, дело не быстрое. А вот дальше отставание может стать неотвратимым – у аудитории появятся новые любимчики, а дети перестанут с придыханием говорить о героях любимых мультфильмов вселенной студии, подарившей нам "В поисках Немо", "Университет монстров" и "Вверх". Уверен, силы на пересмотр стратегии и смену парадигмы у компании есть, идей в Disney наверняка тоже припасено на век вперед. Остается лишь осознать наличие проблемы и согласиться выпить пару горьких пилюль. Первые шаги сделаны – часть топов потеряло свои места после провала "Базза Лайтера". Ждем продолжения?

-12

...А "Элементарно" все-таки посмотрите – лучше на большом экране или в хорошем качестве. Pixar всё еще понимает, что такое юмор, и умеет вплести мораль в увлекательную историю – этого не отнять. И мы этот фильм непременно обсудим позже, но пока переключимся на другие интересные проекты прошлого, настоящего и будущего. Канал Киноведа в штатском – здесь и в телеграме – предлагает вам самый необычный взгляд на кино. Заглядывайте регулярно, и будете обеспечены темами для раздумий и обсуждений. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, верьте в сказку, и...

-13

Увидимся в кино!