Найти тему

Гитарные истории

Гитара давно завоевала свою популярность по всему миру. Дети и взрослые учатся сами, по урокам в ютубе, поступают в музыкальные школы. В первую очередь, этот инструмент ассоциируется с отдельными композиторами-исполнителями, которые не входят в круг традиционно изучаемых «классиков». Стоит назвать фамилии: Таррега, Сеговия, Сор, Пухоль, Диенс и другие. Но среди композиторов XIX века, которые известны нам своими операми, камерными сочинениями для голоса и инструментов, симфониями, фортепианной музыкой, тоже были гитаристы.

Карл Мария Вебер (1786-1828)

Вебер нередко исполнял песни с собственным аккомпанементом на гитаре. Печатались его вокальные сочинения так, что можно было играть на фортепиано или на гитаре. Самыми известными пьесами только для гитары являются Четыре пьесы для гитары: Andante, Полонез, Вариации и Скерцо.

Интересно, что Вебер использовал гитару и в опере «Оберон» (одна из первых романтических волшебных опер).

Царь фей Оберон, чтобы помириться с женой Титанией, ищет пару смертных возлюбленных, верных друг другу до конца дней. Чтобы нужные люди влюбились в друг друга, Оберон легендарному рыцарю по имени Гюон де Бордо во сне показывает удивительное видение – дочерь калифа Резию, которая ждет спасения. Голос прекрасной девушки звучит на фоне арфообразных аккордов у гитары.
Фрагмент партитуры оперы "Оберон". Нижняя строчка - партия гитары.
Фрагмент партитуры оперы "Оберон". Нижняя строчка - партия гитары.

Как в любой волшебной сказке, герои ради любви будут проходить немало испытаний. Послушайте драматичную арию Резии «Океан, ты могущественный монстр» (героиня увидит в этом море корабль, на котором окажутся пираты).

Гектор Берлиоз (1803-1869)

С 15 лет Берлиоз учился играть на флейте, барабанах и гитаре. Именно гитара помогала Берлиозу переживать свои неудачи в композиторской карьере. Четыре раза он подавался на Римскую премию по окончанию Парижской консерватории! А в это время преподавал гитару молодым девушкам из Ортопедического института Добре. Конечно, Берлиоз не считал эту должность респектабельной, поэтому позже в статьях во французской газете Journal des Debats упоминал «тягостную» работу в пансионате — «Как я преподавал гитару» (Ma facon d’enseigner la guitare).

Несмотря на такой опыт, в своем пособии для композиторов – «Большом трактате о современной оркестровке и инструментовке» - Берлиоз уделил внимание и гитаре.

«Этот инструмент, пригодный для аккомпанемента голосу и для участия в некоторых негромких инструментальных сочинениях, а также и для самостоятельного исполнения более или менее сложных многоголосых пьес, истинная прелесть которых обнаруживается, когда их играют настоящие виртуозы.
<...> гитара с ее меланхоличным, задумчивым звучанием чаще могла бы найти себе достойное место. Прелесть ее несомненна, и, конечно, есть полная возможность писать так, чтобы она была заметна. В противоположность большинству других инструментов, гитара в массовом звучании проигрывает. Звук двенадцати гитар, играющих в унисон, чуть ли не смешон»

Кстати, с именем Берлиоза (или Бетховена) связана одна известная многим гитаристам фраза: «гитара – это оркестр в миниатюре». Это красивое выражение настоящий миф с долгой историей. Его разоблачение я с удовольствием прочитала здесь: http://www.guitar-times.ru/pages/magazine/no9_p40_41.htm

Франц Шуберт (1797-1828).

Отто Новак, Домашний концерт c участием Шуберта, 1903.
Отто Новак, Домашний концерт c участием Шуберта, 1903.

В юности, не имея возможности приобрести фортепиано, Шуберт нередко играл на гитаре свои композиции и подпевал. Конечно, многие песни Шуберта оставались импровизациями (бумага тоже стоила денег). В дальнейшем, во многом благодаря помощи друзей, у Шуберта была возможности играть и сочинять для фортепиано. Эта музыка принесла ему мировую известность до нашего времени. Из произведений Шуберта для гитары, которые исполняют и сейчас, можно назвать «Квартет для флейты, гитары, альта и виолончели».

Квартет – ансамбль из четырех инструментов. Это могут быть 4 одинаковых инструмента (квартет флейт, например) или инструменты из одной группы (2 скрипки, альт и виолончель – все струнные смычковые). Выбор такого нетипичного состава говорит о том, что Шуберт писал для тех инструментов, на которых играли в его окружении (например, его отец играл на виолончели).

Я впервые слушала эту музыку и смотрела ноты. Не удивительно, что она пользуется популярность у исполнителей. Сочетание тембров, смены настроения и темпов, самостоятельность партий делают эту музыку действительно интересной. Слушая зрелые произведения Шуберта, наполненные эстетикой романтизма, мы порой забываем, что композитор жил в то же время, что и Бетховен.

В статье перед партитурой указано, что рукопись квартета была найдена лишь в 1918 году в загородном доме старой семьи, связанной с Шубертом. На ней стояла дата 26. 02.1814 года, исследователи узнали почерк восемнадцатилетнего Шуберта. В найденной рукописи последние страницы этого произведения отсутствовали, окончательную вариацию завершил Георг Кински (исследователь творчества Шуберта).

В квартете пять частей:

  • 1 часть модерато
  • 2 часть Менуэт
  • 3 часть Медленная
  • 4 часть Цыганка
  • 5 часть Тема с вариациями

Пятая часть написана с использованием музыки Терцета соч. 21 чешского композитора и гитариста Венцеля Томаса Матейки (1773-1830), которую Шуберт аранжировал в квартет, добавив партию виолончели.

В 1800 году Матейка (еще пишут Матьега) приехал в Вену, где началась его музыкальная карьера. Он написал более тридцати произведений для гитары. Вслед за ним Шуберт с удовольствием пишет музыку, используя язык венского классицизма (светлые гармонии, квадратные формы, секвенции и другие приемы) с наметившимися элементами раннего романтизма.

За тему спасибо Гитара в музыкальной школе!