1. Прочитайте текст. Найдите все служебные части речи. Распределите их в три столбика.
У меня есть брат, ему всего пять лет. Как-то раз мы его взяли с собой в лес за грибами. Это было для него настоящим событием. Ещё бы! Первый раз за грибами!
Пападал братишке корзинку и сказал:
— Смотри внимательно, увидишь гриб, лисичку или маслёнок, клади в корзинку.
Прошли мы рощу, вышли на поляну. За поискамигрибов ушло уже целых два часа. Мы чуть приустали и решили отдохнуть, а заодно сравнить, кто больше собрал грибов. Все что-то нашли, а у братишки в корзинке пусто.
— Где же твои грибы? — спросил папа.
А братишка отвечает:
— Я очень хотел вам лисичку принести, но ни одной не видел. Если бы увидел, точно бы поймал.
— Да, — сказал папа, — пожалуй, грибника из тебя не выйдет, разве что охотник.
Нам было и невдомёк, что пятилетний малыш не гриб лисичку, а настоящую Лису Патрикеевну будет добросовестно искать под каждым кустом.
(Н.Соловьева)
2. Предупредительный диктант.
Запищите предложения, раскрывая скобки, подчеркните частицы, подпишите их разряд.
1. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет. 2.(Уж) постоим мы головою за Родину свою. 3.Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие!4.Я (таки) думаю (кое) что. 5.Куда (б) (не, ни) шел, (не, ни) ехал ты, а здесь остановись. 6.Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки. 7.А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? 8. (Ну) что за шейка, что за глазки? 9. Я (б) мечтал не ради славы перед утром боевым, я (б) желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым.
3. Комментированный диктант.
Запишите текст, указывая частицы и объясняя их написание.
Какая радость – существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только – видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…
(И.А.Бунин)
4. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите служебные части речи.
Мама! Есть ли на свете слово прекрасней и нежней! У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце — и в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.
И сколько бы тебе ни было лет — пять или пятьдесят — тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.
Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
5. Образуйте неопределённые местоимения и наречия при помощи частиц кое-, то.нибудь, либо. Придумайте и напишите несколько предложений с ними.
6. .Напишите перед каждым глаголом частицу не, объясните её правописание. Выделите окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Объясните их правописание. Скажите, какое значение они имеют и как пишутся.
Образец: Не подумаешь — не ответишь правильно.
1. Подумаешь — ответишь правильно. 2. Прочитаешь внимательно — запомнишь надолго.
3. Ляжешь вовремя — выспишься хорошо. 4. Отдохнёшь — сумеешь работать.
5. Потрудишься — счастье узнаешь. 6. Умеешь преодолевать трудности — добьёшься цели.
7. Будешь заниматься спортом — укрепишь своё здоровье.
3. Прочитайте частицы вместе со словами, к которым они относятся.