Специальная физическая и техническая подготовка в гимнастике
Специальная физическая подготовка (СФП) в гимнастике – процесс, включающий в себя систему методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств, обеспечивающих технически правильное, надежное выполнение гимнастических элементов, соединений и соревновательных комбинаций.
Направленность СФП разнообразна. Она используется как для общего, так и для местного, локального воздействия; как развивающее и поддерживающее средство. Нагрузка, получаемая гимнастками при СФП, может носить «ударный» или щадящий характер, использоваться для восстановления функций организма и т.д.
Наиболее важным аспектом СФП применительно к современной практике спортивной гимнастики является комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы, характерных для тех или иных видов гимнастического многоборья и конкретных упражнений. При этом особенно возрастает значимость так называемой базовой физической подготовки, которая включает в себя комплекс специальных средств и методов, обеспечивающих эффективное становление и реализацию основных гимнастических навыков в соревновательной практике. В этой связи правомерно говорить о СФП применительно к освоению различных структурных групп движений и базовых двигательных действий. Это, в частности – прыжковая (толчковая), вращательная (в том числе пируэтная), доскоковая, стоечная подготовка и др.
Планирование уровня физической подготовленности и поэтапного процесса связанной с этим подготовки, направленной на комплексное развитие двигательных способностей, необходимых для занятий (скоростно-силовые и силовые качества, подвижность в суставах, специализированная по видам выносливость, психомоторные и мышечно- двигательные дифференцированные способности, вестибулярная устойчивость и др. - одно из основных условий управления процессом обучения и тренировки в спортивной гимнастике. Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке и, соответственно, выступлениях на соревнованиях.
В связи с этим на этапе специализированной подготовки важна индивидуализация СФП, когда она осуществляется в единстве с общефизической подготовкой.
Практические занятия по СФП предусматривают:
1. Упражнения для развития силы:
- подтягивание в висе лежа на низкой жерди (н/ж) или перекладине;
- подтягивание в висе на высокой перекладине или верхней жерди (в/ж);
- низкая перекладина: из виса стоя переворот в упор, толчком двух ног и силой;
- отжимания в упоре лежа (спина прямая);
- упражнения с резиновыми амортизаторами (амортизаторы закрепить за рейку или стенку, свободные концы намотать на кисти рук) из различных исходных положений, руками вперед, вверх, назад; то же и в положении сидя, лежа на спине.
- лазание по канату с помощью ног и без помощи ног.
- лежа на спине, на мате: сгибание-разгибание туловища с прямыми ногами; - лежа на животе прогнувшись, руки вверх («качалка»);
- в висе на гимнастической стенке поднимание прямых ног в вис углом;
- угол в висе на г/ стенке (держать);
- лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены
- сгибание туловища до прямого положения; - то же, сидя на скамейке, гимнастическом коне и др.
- приседание на правой, левой ноге («пистолет»);
- то же на гимнастической скамейке, бревне стоя, поперек.
2. Упражнения для развития гибкости
- рывковые движения и круги руками во всех направлениях; - наклоны вперед (из любых положений);
- «мост»;
- шпагаты;
- махи ногами;
- выкруты и вкруты в плечевых суставах.
3. Упражнения для развития прыгучести
- прыжки на скакалке простые и с двойным прокрутом;
- прыжки в длину с места;
- прыжки с места на горку матов;
- то же на жесткую опору;
- перепрыгивание через несколько препятствий.
4. Упражнения для развития быстроты
- пробегание отрезков на скорость;
- выполнение упражнений на время.
5. Упражнения для развития выносливости.
- равновесие на одной, держать;
- стойка на руках, держать;
- отмахи из упора на н/ж брусьев;
- выполнение акробатической серии с последующим бегом.
Пример комплекса упражнений:
1. Лазание по канату 5 м без помощи ног.
2. Поднимание ног в высокий угол в висе на г/стенке.
3. Напрыгивание на горку матов (число за 1 мин).
4. Стойка на руках силой согнувшись, прямыми руками («спичаг») из упора углом ноги врозь вне (количество повторений).
Многие упражнения СФП, рекомендованные для групп начального обучения, не утрачивают своего значения и на последующих этапах многолетней подготовки. Изменяются лишь форма, методы их использования и дозировка с учетом индивидуального подхода в подготовке каждой гимнастки.
В процессе подготовки перспективных спортсменов специалисты, тренеры должны уметь уверенно, профессионально точно отбирать рабочий материал специальной технической подготовки, предъявляя к нему ряд требований. Основными из них являются следующие:
1. На всех этапах начальной и углубленной подготовки гимнастка, ориентированная на возможно более высокие спортивные достижения, должны осваивать и в дальнейшем совершенствовать использование тех и только тех элементов и технических компонентов движений, которые могут и должны использоваться на протяжении длительного времени (практически – всю спортивную карьеру), становясь базовой основой долговременной технической подготовки.
2. Преимущественное внимание должно уделяться своевременному и высококачественному освоению базовых упражнений, являющихся ключевыми в отношении перспективного совершенствования гимнастки. Особую роль играет освоение базовых упражнений, т.е. профилирующих упражнений.
3. Освоение базовых упражнений предполагает тщательную проработку учебных и соревновательных упражнений всех уровней сложности.
4. Совершенствование сложных базовых навыков, особенно профилирующих, требует выполнения не только формальных условий разучивания, но и специальных, в том числе параметрических условий, связанных со скоростью движения, высотой или дальностью полета, количеством успешных контрольных повторений, способностью выполнять упражнение в различных соединениях, в различном физическом состоянии.
5. Совершенствование и поддержание навыков исполнения базовых упражнений должно предусматривать регулярное повторение и подкрепление не только тех базовых элементов, которые соответствуют уровню текущей подготовленности (квалификации) гимнастки, но и ранее освоенных элементов относительно невысокой трудности, сохраняющих свое базовое значение.
При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкции и создания единых условий для выполнения упражнений для всех учащихся. Тестирование проводят ежегодно в сентябре (октябре), апреле (мае) месяце. Результаты тестирования заносят в протокол приема нормативов, который в последствии подлежит анализу по каждому учащемуся и всей группе, а также в индивидуальную карту спортсмена.
Бег высокого старта проводится на резиновой или тафтинговой дорожке (во избежание травм, после финишной линии должно оставаться не менее 5-7 м свободного пространства).
Челночный бег проводят на ровной дорожке. Отмеряется участок, начало и конец которого отмечается линией.
Прыжок в длину с места выполняют в зале, на помосте для вольных упражнений, толчком двух ног от стартовой линии, за которую нельзя заступать. Результат прыжка определяют по положению пяток.
Отжимания у девочек выполняются из упора рук на гимнастической скамейке (положение кистей рук произвольно), туловище удерживать прямое. Упражнение считается выполненным при сгибании рук в локтевом суставе до 90 гр.
Лазание по канату выполняется из положения сидя ноги врозь. Секундомер включается, как только ноги оторвутся от мата, и выключается в момент касания рукой верхней метки.
Поднимание ног в высокий угол в висе на г/стенке выполняется только с прямыми ногами. Складка должна быть плотной.
Напрыгивание на горку матов выполняется за 1 мин. Тестирование проводится на помосте для вольных упражнений.
Стойка силой согнувшись («спичаг») выполняется из положения седа ноги врозь вне. Разрешается выполнять её из положения стоя согнувшись.
В зачет спортсменам идут результаты выполнения всех тестов. Суммарная оценка результатов тестирования по ОФП. Учащиеся в сентябре выполняют упражнения, которые на конец года /учебного/ должны быть улучшены. Улучшение показателей считать выполнением контрольных нормативов.
Использование элементов игры значительно повышает эффективность развития специальных физических качеств. Эффективными для развития необходимых качеств на начальном этапе подготовки являются эстафеты и круговые тренировки по СФП. Групповые испытания по СФП на первом году рекомендуется проводить ежемесячно. Это не только дает возможность проследить динамику развития качеств, но и приучает гимнастов систематически работать, над их развитием. Итоги работы за год подводятся в апреле - мае. В эти сроки проводятся классификационные соревнования (план не исключает проведение соревнований на месяц - два раньше), испытания по СТП и СФП (нормативы по СФП).
По итогам всех испытаний и педагогических наблюдений в конце учебного года представляется возможность объективного уточнения первоначального диагноза пригодности детей к занятиям спортивной гимнастики, в определенной степени оценить их одаренность и перспективность, сделать заключение о целесообразности дальнейших занятий гимнастикой в условиях ДЮСШ и в случаях необходимости посоветовать родителям переключить ребенка на другой вид спорта.