Найти в Дзене

Стоит ли учить ребёнка давать сдачи?

Оглавление

Как только человек попадает в общество, он сталкивается с конфликтами. Маленькие дети двух лет, сидя в песочнице, уже сталкиваются с чужой агрессией и своеволием: у них могут отобрать игрушку, кинуть песком, пнуть. Как реагировать родителям? Учить давать сдачи или настраивать на мирное разрешение конфликта? В первом случае родители опасаются, что ребёнок вырастет агрессивным, во втором случае — боятся, что вырастят бесхребетного человека, который боится ответить на агрессию.

Учить давать сдачи опасно

Как мы уже сказали, ребёнка начинают вовлекать в конфликты очень рано. Допустим, вы учите своего трёхлетнего ребёнка, пошедшего в садик, давать сдачи обидчику. Но другие родители придерживаются такой же позиции. В итоге всегда может оказаться, что противник сильнее, крупнее, смышлёнее и ваш ребёнок будет пострадавшей стороной. Если же сильным окажется ваш ребёнок, то тоже ничего хорошего из детской потасовки не выйдет: дети не умеют соизмерять силы и могут сильно навредить сопернику. Вам же придётся оправдываться перед родителями пострадавшего.

-2

Все эти проблемы вызваны тем, что маленькие дети не умеют анализировать ситуацию. Им сказали «бей», они и будут бить без разбора.

Между тем конфликт и свою реакцию на него надо «уточнять» по разным критериям:

  1. Равноценность. Чем сильнее обида, тем сильнее реакция на неё. Допустим, ребёнка толкнули. Ему не больно, но обидно, и он считает это оскорблением. Как он ответит? Хорошо, если толкнёт в ответ. А если бросит камнем? Ведь его учат: давай сдачи, но не учат, как сильно. Самостоятельно соразмерить обиду и наказание ребёнок не может. На приёмах самообороны взрослых учат, как можно бить, а как опасно, дают простейшие знания об анатомии. А вы показываете это ребёнку, когда советуете давать сдачи?
  2. Объективность. У детей повышена эмоциональность. Они не могут адекватно оценивать, насколько серьёзна обида. Заняли любимый стульчик с клубничкой — трагедия вселенского масштаба, обидчику надо жестко мстить.
  3. Произвольность. Каждый, вступая в конфликт, должен понимать, какие последствия у поступка, что хорошо, а что плохо. На основе этого надо принимать решение. Но у детей до 5 лет этот навык не сформирован.
  4. Двойные стандарты. Родители говорят, что драться плохо, но сами же учат давать сдачи. В голове ребёнка диссонанс: ему разрешили драться, но запретили. Так что же делать?

Решать конфликт цивилизованно

-3

Учите ребёнка решать конфликты словами, без агрессии.

  1. Искать спасения у взрослых. Если тебя обидели, надо идти за помощью к взрослому, он выступит медиатором и разрешит конфликт. Для детского сада — приемлемый вариант. В школе за такое поведение не будут уважать, поэтому придётся искать и другие способы разрешения конфликта.
  2. Обучайте ребёнка эмоциональному интеллекту. Он должен понимать, что он чувствует и что чувствуют другие. Показывайте на чужих примерах: «Мальчик расстроился, потому что потерял игрушку»; на своём примере: «Я злюсь оттого, что ты не одеваешься»; на примере ребёнка: «Тебе обидно, что друзья не пригласили тебя играть». То есть называйте чувства, создавайте словарь.
  3. Учите говорить о чувствах. Ударяя другого ребёнка за то, что тот отобрал игрушку, малыш выказывает свои эмоции. Ему их так проще и понятнее выразить. Но можно это сделать иначе, сказать об этом: «Ты забрал мою игрушку, я злюсь. Если тебе понадобится моя вещь, скажи об этом».
  4. Приём вытянутой руки. Научите ребёнка во время чужой агрессии вытягивать руку и говорить: «Стоп, меня бить нельзя».
  5. Учите примером. Дети учатся у взрослых. Если родители при малейшем конфликте выказывают агрессию по отношению к окружающим, то и дети будут так себя вести несмотря на слова.

Конфликт неизбежен

Бывают ситуации, когда драки не избежать, потому что не все понимают слова, есть невоспитанные и агрессивные люди.

Подросшего ребёнка уже можно учить давать сдачи в ответ на угрозу его жизни. В конце концов, вы не будете разговаривать с грабителем в парке, доказывая ему, что вам больно, а начнёте спасать свою жизнь.

Но детям надо дать элементарные представления о том, как давать сдачи.

В первую очередь надо начинать с мирного разрешения конфликта — поговорить. Если не помогло и драка неизбежна, надо придерживаться озвученных выше принципов. Ответ на агрессию должен быть:

  1. Равноценным.
  2. Объективным.
  3. Произвольным.

То есть давать сдачи надо исключительно за дело, столько, сколько обидчик заслужил, и отдавать себе отчёт о последствиях.