❌Самый неэффективный, травмирующий и вредный способ наказания - физическое наказание: шлепки, наказания ремнем, пощечины, подзатыльники, грубые удары.
В нашей реальности до сих пор, к сожалению, принято оправдывать физические наказания социокультурным контекстом, типа «меня в детстве и били, и ремнем хлестали, и подзатыльники давали, ничего вырос нормальным человеком». Тут могу только сказать, что вопрос нормальности остается открытым и приглашаю к беседе…
📌Есть исследования, которые доказывают, что физические наказания влияет на состояние здоровья: сердечно-сосудистую систему, а также ведут к возрастанию вероятности ожирения.
📌Физические наказания негативно влияют на самооценку ребенка, он считает себя не таким ценным как окружающие, при этом и родители, которые использует физические наказания оказываются менее уверенными в своих успехах как родители.
❗️Причина в том, что физические наказания не приводят к перемене поведения, а чаще всего лишь приводит к ситуативным изменениям. Ребенок просто начинает искать другие способы проявления того же поведения. В общем, от проявления физического наказания никому не становится хорошо😔
❌Вербальную агрессию тоже сложно отнести к эффективному способу воспитания. Часто грубость и агрессия связаны с чувством вины за себя как за родителя, которому не удается найти другие ресурсы и способы общения с ребенком: «Ты нас позоришь, как ты можешь?», «Ты тупой и даже не пытаешься стать лучше»… и т.п.
❗️Проявление вербальной агрессии в отношении поведения или, еще хуже личностных качеств ребенка, может привести к низкой самооценке, депрессии, агрессивному поведению и социальной изоляции. Как видите, последствия тоже так себе😕
🆘Каким же должно быть наказание, чтобы оно стало элементом воспитания, а не превращением ребенка в забитого и агрессивного невротика?
⭕️Наказание логическими последствиями самый эффективный и благоприятный способ наказания, подразумевает, что ребенок осознает, какие будут негативные последствия его поступка, и самостоятельно принимает решение изменить свое поведение в будущем.
📌Этот подход помогает развивать ответственность и самостоятельность у ребенка, а не только установить контроль над его поведением. Если посмотреть на саму суть наказаний и поощрений, то они несут не функцию моментального изменения поведения ребенка, а скорее воспитательную функцию.
❗️По сути это исправление бездействия или нежелательного действия и оно требует понимания не только поступка, но намерения и потребности, которая стояла за этим действием.
Допустим, ребенок разбил ценную вазу, играя в мяч в комнате. В этом случае, наказание логическими последствиями могут выглядеть так:
1. Попросить ребенка признать свою вину за разбитую ценную вещь и подмести осколки;
2. Разъяснить ребенку, что стекло - это хрупкий материал, который может легко разбиться, если играть в мяч поблизости и что вообще можно пораниться;
3. Предложить ребенку полностью понести ответственность за свой поступок: пойти в магазин и купить новую вазу на свои карманные деньги, либо ограничить некоторые привилегии ребенка, чтобы сэкономить и купить новую вазу;
Это покажет ребенку, что за его действия можно понести ответственность в данном случае в виде материальных затрат, и заставит его более внимательно относиться к личным вещам и важным предметам в доме.
❗️Важно помнить, что наказание логическими последствиями должно быть адекватным поступку ребенка и должно помочь ему понять, в чем заключается его ошибка.
⭕️Другим благоприятным средством наказания является объяснение, особенно если оно осуществляется во время спокойного разговора с ребенком. Объяснение может помочь ребенку понять, какое поведение неприемлемо и почему, а также научиться извлекать уроки из своих ошибок.
Например, если ребенок проявляет агрессивное поведение, то вместо того, чтобы наказывать его физически или кричать на него, родитель может провести разговор с ним и объяснить, почему такое поведение неприемлемо: оно может причинить боль и неприятности другим людям, нарушить мир и порядок в семье и т.д.
❗️Важно понимать, что объяснение должно быть соотнесено с возрастом и уровнем развития ребенка. Например, для маленьких детей можно использовать более простые и конкретные примеры, а для старших детей - более сложные и абстрактные концепции. Кроме того, при проведении разговора следует обращать внимание на то, чтобы не скользнуть в обвинения и упреки, а вместо этого сосредоточиться на конструктивном подходе к решению проблемы.
⭕️Другим вынужденным, но иногда оптимальным средством наказания является физическое прекращение действия. ❗️Физическое прекращение действий эффективно, когда в последствие объясняются логическими последствиями, но в моменте позволяют сохранить жизнь и здоровье ребенка.
📌Иногда дети не могут себя контролировать и регулировать свое поведение особенно дети дошкольного возраста и младше. Вы наверняка видели или попадали в ситуации, когда ребенок не может остановится и бегает уже чуть ли не по потолку. Казалось бы он так выплескивает энергию, но на деле ему надо сесть, обнять его и через три минуты он уснет.
❗️В ограничении или прекращении действия есть свой смысл, когда невозможно прямо сейчас ни объяснение, ни логические последствия.
Это основные наиболее эффективные методы наказания, которые будут нести воспитательную функцию и способствовать созданию и поддержанию доверительных и эмоционально близких отношений между родителями и ребенком.
Если у вас не получается найти оптимальные методы наказания, записаться ко мне на консультацию можно по ссылке в описании профиля😉
Всем благополучия и любви❤️