Найти тему
Твори свою жизнь

Почему мы держимся за деструктивные привычки: вторичная выгода

Мой канал Telegram.

На коуч-сессиях я часто – собственно, почти на каждой сессии – сталкиваюсь с темой ограничивающих убеждений. Некоторые из них лежат на поверхности, до других нужно докопаться, а в поиске третьих коуч уже не поможет: нужна более тонкая, глубокая и длительная работа с психологом. Время от времени у меня спрашивают: Настя, а как насчет техник для самостоятельного выполнения? Деньги на коуча или психолога не у каждого найдутся, а роста и решения проблем хочется.

Сразу оговорюсь: я не верю в самостоятельную работу. Не потому, что я коуч, и помощь людям – мой хлеб. По опыту могу сказать, что самостоятельная работа иногда приносит больше вреда, чем пользы. Либо вообще ничего не приносит, и я приравниваю это к отрицательному результату. Жизнь идет, а вы стоите на месте и варитесь в негативных мыслевирусах. Работа со специалистом намного эффективнее. Воспринимайте это как заботу о себе. Для начала найдите деньги хотя бы на пару-тройку сессий (спойлер – этого недостаточно, и не суть важно, о ком речь, о психологе или о коуче). А потом посмотрите по ситуации. Когда вы получите первые результаты, то поймете, что работу со специалистом нужно продолжать. Она непростая, порой вы будете плакать и признаваться себе в неприятных вещах, но таков уж процесс трансформации.

Ну, а если вы все же хотите начать процесс самостоятельно, вот что я могу порекомендовать.

Техник работы с ограничивающими убеждениями существует много, от простых, на уровне ума, до глубоких, медитативных, на основе работы с образами, архетипами и т.п.

Для начала - о том, что не сработает.

Переформулировать ограничивающее убеждение в позитивное и переписать последнее энное количество раз - не работает. Аффирмации перед зеркалом с тем же позитивным убеждением - не работает. Использование аффирмаций с тем же позитивным убеждением в медитации (не суть важно, какой техникой медитации вы пользуетесь) - не работает. Единственным исключением может быть произнесение аффирмаций в альфа-состоянии (кто практикует метод Сильвы, тот в курсе), но для этого нужна тренировка. По сути, все вышеперечисленное - поверхностный аутотренинг из серии «я богат, я магнит для денег», а сам человек сидит на диване и ничего не делает для увеличения дохода.

Ни в коем случае не говорю, что аутотренинг и аффирмации — это плохо. Они работают. Но только в том случае, если зерно падает на плодородную почву. Как и с альфа-состоянием, важна подготовка, и в ней много аспектов. Необходимый минимум - управление эмоциональным состоянием (умение осознать и назвать по имени ту или иную эмоцию), четкое понимание цели (не логическое, а подсознательное, внедренное на подкорку) и навык контроля фокуса внимания (он развивается, если вы регулярно медитируете). Без всего этого вы можете практиковать аффирмации очень и очень долго, но попусту потеряете время. Плюс ко всему, мистика-эзотерика заходит далеко не каждому. Энергетика и тонкий план - такая же неотъемлемая часть человека, как физическое тело, но у некоторых просто-напросто нет потребности в изучении этих сфер, и это нормально. Поэтому сегодня я предлагаю сфокусироваться на психологическом аспекте ограничивающих убеждений. И главным персонажем дня выступит вторичная выгода.

Например, вы хотите стать стройнее на энное количество килограммов, но ни диеты, ни спорт не помогают. В таких случаях советуют поразмышлять о том, откуда, на ваш взгляд, взялся лишний вес, и какова его причина. И вот люди начинают писать то, что приходит на ум, ибо у всех на устах: так я защищаюсь от внешнего мира, это заедание эмоций, заедание одиночества, способ доказать себе, что я себя люблю. Звучит довольно-таки здраво. На первый взгляд. Но если вы вчитаетесь внимательно, то поймете, в чем подвох.

Эти утверждения связаны с едой, а не с вами.

Иными словами, размышляя в таком ключе, вы перекладываете ответственность с себя на еду. В фокусе - еда. Что-то, находящееся вовне. Каждое такое предположение загоняет вас в угол еще глубже. «Мир жесток, и я защищаюсь от него с помощью еды». «Я одинок/а, и еда поддерживает меня». Что произойдет, если вы переформулируете эти предложения - к примеру, вот так: «Мир любит меня, я люблю свое тело и желаю ему добра»? Да ничего не произойдет. Потому что слова проблему не решат. Ключ к ее решению - принятие ответственности за ситуацию. Так и выявляется вторичная выгода.

Почему вам выгодно иметь лишний вес? Какие плюсы вы видите в сложившемся положении дел? Можно не уделять слишком много внимания своему стилю и вместо того, чтобы выбирать шикарную одежду (не обязательно дорогую), довольствоваться купленными на распродажах «мешками». Отпадает необходимость делать макияж: все равно жирная, никто не смотрит. На обуви можно сэкономить: куда шпильки-каблучки, с таким-то лишним весом. Не потеешь в тренажерном зале, пересиливая себя и качая попу. Не побуждаешь женщин завистливо шептаться за спиной. А еще, если у тебя лишний вес, можно на свидания не ходить и вообще за собой не следить. Можно лежать на диване, смотреть сериал и есть мороженое прямо из упаковки. Не жизнь, а малина. Полезная это штука, лишний вес, оказывается! От стольких бед уберег!

Чем отличается абзац с перечислением выгод от наличия лишнего веса от абзаца, где выписываются причины? Вы выбрали не работать над стилем. Выбрали не делать красивый макияж. Выбрали обувь «так себе». И выбрали все остальное, включая осознанное решение не ходить на свидания. Точка фокуса смещается, и теперь она внутри вас. С одной стороны, это болезненный процесс: кому такое понравится? С другой стороны, отсюда начинается работа над собой. Без принятия ответственности нет смысла двигаться дальше, потому что мысленная настройка «в моих проблемах виноват кто-то другой» не даст вам развиваться. А виноват может быть кто (или что) угодно: автор книги, правительство, начальник, генетика, родители, дети, муж, страна, неправильное время и даже ваш характер («ну вот такой я, ничего не поделаешь»).

Итак, шаг первый: обнаружить вторичную выгоду и принять ответственность за происходящее. Понять, от чего вы убегаете, от чего прячетесь, почему не хотите меняться.

Шаг второй: понять, чего вы хотите вместо этого.

Шаг третий: принять осознанное решение: освободиться от мыслевируса «меня кто-нибудь/что-нибудь спасет» (мы всегда так думаем, когда снимаем с себя ответственность – «ничего не поделаешь») и начать внедрять мысленную программу проактивного, то есть, ответственного за свою жизнь человека.

Шаг четвертый: прописать первые пять шагов на пути к новой мысленной программе и реализовать минимум один из них в течение суток. Внимание! Не запланировать. Не записать десять раз, как аффирмацию. А именно сделать. Физически сделать. Так вы показываете Вселенной (а заодно и своему мозгу), что настроены серьезно и будете действовать.

Удачи!

Моя творческая группа ВКонтакте.

Моя творческая страница на Facebook.

YouTube.