Найти тему

Редкое зрелище

Картина называется «Французские и британские корабли ведут бой у мыса Чесапик».

Сразу можно сказать – раз художник французский, значит лилия в этом сражении победила льва. Воистину истина. Автор Жан Антуан Теодор де Гюден – был человеком необычайно кипучим и энергичным. Для понимания, он прославился тем, что умудрился стать придворным художником у двух королей. У Луи-Филиппа Первого вначале и императора Наполеона Третьего, на закате карьеры

Писал Гюден много и быстро – мировые музеи и частные коллекции просто завалены его полотнами. В одном Версале их больше шестидесяти. Надо сказать, что это и погубило мэтра, он стал писать небрежно и пафосно, что и привело к закономерному результату – спрос на его творчество упал. Но на благосостоянии почтенного придворного Теодора это уже не могло никак сказаться.

Само сражение в Чесапикском заливе произошло в 1781 года у берегов Америки. И написаны о нем тонны литературы. Потому упомяну кратенько. Война за независимость в самом разгаре. Французы располагали на том театре боевых действий двумя большими эскадрами, действовавшими порознь.

И в один не очень прекрасный для англичан день командующий адмирал Грейвз получил известие, из которого явствовало, что французы решили объединить силы. Это было недопустимо. Кроме всего прочего французы везли припасы войскам, действовавшим на суше.

Потому Грейвзу ничего не осталось как поднять паруса и броситься к ближайшему врагу. Им оказался контр-адмирал де Грасс , ведший корабли из Вест-Индии.

Англичане настигли флот французов стоящим на якоре в устье залива Чесапик, и к битве уважаемые месье были совершенно не готовы. Большое количество французских моряков были на суше. Несколько фрегатов эскадры ушли на патрулирование.

Рядом с Чесапиком находится граница штатов Мэриленд и Вирджиния. Казалось бы, исход сражения предрешен. На некоторых французских кораблях не хватало до 200 человек команды, из-за чего некому было обслуживать все орудия.

Но дальше все пошло не по плану. Англичанам следовало бы атаковать французов сразу, по мере выхода из залива, но им мешала огромная мель посередине залива. Плюс противники сближались на встречных галсах.

Грейвз был вынужден скомандовать эскадре поворот «все вдруг». Одним из печальных последствий стало то, то корабли под командованием агрессивного адмирала Худа, стали из авангарда – арьергардом. Это явно не понравилось Худу. И когда немного позже Грейвз вывесил противоречивые флаг-сигналы, Худ решил немного подставить командующего.

Когда поначалу на флагмане был поднят сигнал «строить колонну» и почти одновременно следом «ближний бой». Худ решил проигнорировать второй сигнал, что и привело к фатальному перевесу французских сил в сближении и бою.

По итогам долгой перестрелки и маневрирования англичане получили пять кораблей тяжело поврежденными, вдобавок, один пришлось позже затопить. У французов было крепко повреждено два корабля. Во многом такой результат был достигнут выгодной позицией французской линии под ветром, что позволило им открыть нижние порты и применять самые тяжелые орудия.

Интересны конечно, объяснения поражения англичан.
Например многих бесит контр-адмирал Худ, бросивший основные силы, который в итоге так и не предстал перед судом - слишком уважаемым господином был.

Другие осуждают Грейвза в целом и говорят – тебе надо было просто стоять в порту и угрожать французам самим фактом своего существования. Третьи ноют об общей изношенности английского флота, ядро которого составляли корабли Ост-Индской компании с большим торговым пробегом.

Ну и отдельно приведу мнение американского историка флота Эрика Долниа. Тот указывает, что прошедший 1780 год отличался невероятным количеством штормов и ураганов. Королевский флот у побережья Америки потерял 15 боевых кораблей безвозвратно и 9 сильно поврежденными.

Ну и вы понимаете, как можно побеждать, если ты не в многократном преимуществе?