В подмосковной усадьбе «Горки Ленинские» открылась выставка «Розы и Пальмы Зинаиды Морозовой».
Усадьба «Горки» известна с XVI века, но особенно она преобразилась и расцвела при своей последней дореволюционной владелице -Зинаиде Григорьевне Морозовой-Рейнбот, которая жила в ней с 1909 по 1918 год. Загадочная смерть супруга – знаменитого Саввы Морозова, владельца мануфактур, производившей ткани в том числе с изображением цветов, сделала 37-летнюю Зинаиду Морозовой вероятно самой богатой женщиной России.
Огромное наследство было разделено между ней и четырьмя детьми. Спустя два года она вновь вышла замуж - за московского градоначальника Анатолия Рейнбота. Вскоре из-за обвинений в казнокрадстве он вышел в отставку. Зинаида Рейнбот продала построенный Саввой готический особняк на Спиридоновке и решительно поменяла образ жизни, поселившись в подмосковной усадьбе.
Однако, чем заняться очень богатой и независимой женщине? Какую мечту исполнить? На этот вопрос отвечает куратор выставки Софья Багдасарова, сделавшая очень камерную, личную и женскую выставку про Зинаиду Морозову, о которой обычно вспоминают только в связке со знаменитой династией коллекционеров картин.
Садоводство - вот, что привлекало Морозову. Она переделала и обставила «Горки» по своему вкусу. К дому был пристроен зимний сад, возведены оранжереи. Пальмы и лавровые деревья на лето выставляли из оранжерей и зимнего сада на свежий воздух.
Морозова превратила поместье в прекрасный сад, наполненный плодовыми деревьями, кустами роз и другими растениями. Бегонии, гортензии, папоротник, сирень, розы, гвоздики, пеларгонии, гвоздики, резеда, цикламены, орхидеи, хризантемы, астры и многие другие цветы поставлялись накануне революции из «Горок» в промышленных масштабах в 22 оптовых магазина Москвы.
«Садоводство имения Горки 3. Г. Рейнбот» несколько раз получало на Всероссийских выставках в Манеже в Москве золотые и серебряные медали. Впрочем, для обладательницы миллионного состояния доход от продажи цветов был не важен, ей нравился сам красивый процесс.
Растения были настоящей страстью хозяйки усадьбы. Живые цветы окружали Зинаиду Морозову и старшую из дочерей Марию в саду, в оранжереях, в беседках и домах.
Их повседневная жизнь также была наполнена огромным количеством цветов изображенных, ведь флоральные мотивы с античности до сегодняшних дней остаются самым популярным декоративным сюжетом для тех женщин, которые желают украсить свой дом. Вдобавок, само время, к которому принадлежали наши героини - Belle Époque - питало к цветам особенную склонность, черпая вдохновение из их красоты и одновременно невероятной хрупкости и недолговечности.
На выставке представлены подлинные предметы, сохранившиеся от Зинаиды и Марии Морозовых, в также «цветочные» вещи, окружавшие их современниц. Это история о том, как в 1880-1910-е годы дамы и барышни любили украшать свой дом и свои наряды, а также рассказ о метаморфозах цветочного орнамента от строгих ботанических иллюстраций и консервативной «английской розы» до завораживающих геометрических спиралей модерна и сказочных цветков абрамцевского «русского стиля».
Русский и европейский фарфор из личного собрания Зинаиды Морозовой, майолики работы Михаила Врубеля, графика и живопись Константина Коровина, Василия и Елены Поленовых, Марии Якунчиковой, Константина Юона и других художников позволяют наглядно представить ушедший женский мир Серебряного века.