История, длиною в жизнь
«Husqvarna» – шведская оружейная компания, основанная в 1689 году, впервые выпустила свой мотоцикл спустя чуть более двухсот лет. В 1903 году компания приняла решение, благодаря которому мир обладает уважающим традиции брендом мотоциклов.
С чего всё начиналось
Первый мотоцикл под брендом «Husqvarna» был выпущен в 1903 году. Это был 1-цилиндровый двигатель «FN». Его мощность составляла 1.5 лошадиные силы, а конструкция имела непосредственный ременной привод сзади.
Типичная для тех лет конфигурация мотора улучшалась с каждым годом, даря миру всё новые и новые двигатели. Одним из самых известных стал 2-цилиндровый V-образный агрегат под названием «Moto-Reve». Объём нижнеклапанного двигателя составлял 600 кубов.
Новая ступень в истории производства
После первой мировой войны компания наладила собственное производство похожих моторов. Изначально они поставлялись в 2 комплектациях:
- Объёмом в 550 кубов и мощностью в 5 лошадиных сил.
- Объёмом в 941 куб и 11 лошадиных сил.
Спустя некоторое время компания выпустила модель «50». Она оснащалась 1-цилиндровым мотором объёмом в 491 кубический сантиметр. Её мощность варьировалась от 20 до 30 сил.
В это же время создатели выбрали новый путь развития. Теперь их целью стали гонки. Они захотели войти в историю как многократные победители соревнований, поэтому начали производство спортивной модели.
Прямиком в мотоспорт
Новая модель обладала 2-цилиндровым «V-образником» и получила объём в 500 кубов. Такой аппарат принёс компании 4 победы в Гран-при Швеции с 1932 по 1935 год.
Именно этот мотоцикл впервые заявил о компании как о перспективном и стремящемся вверх бренде. Теперь его знал весь мир.
В 1934 мотоциклы марки впервые стали участниками «Tourist Trophy». Какими бы хорошими не были результаты команды в тех или иных испытаниях, бренд всё также продавал мотоциклы в мизерном объёме. Успехи в спорте не двинули компанию с места и не сделали её мотоциклы хитами продаж.
Кто не рискует…
В 1936 году компания решила рискнуть всем и пойти на отважный шаг. Все прежние модели сменились совершенно новым 1-цилиндровым мотоциклом объёмом 98 кубов. Спустя 3 года объёмом увеличился до 118 кубов. Производство модели продолжалось до 1953 года.
Именно тогда его заменил известный «Husqvarna 175 DromBagen». Очень лёгкий мотоцикл с увеличенным объёмом 174 куба. Мощность составляла 9 лошадиных сил.
Этот мотоцикл стал основой для продвижения компании в другие дисциплины мотоспорта. В те года в Скандинавии были популярны состязания по бездорожью, где модель приняла участие. Пилот компании с лёгкостью выиграл Чемпионат Европы, дав возможность концерну подумать и об участии в первенстве мира. На тот момент там могли участвовать только 500-кубовые мотоциклы. Компания смогла собрать подходящую модель из различных чертежей, что принесло победу на ЧМ в 1960 году, а позже и в 1962.
Новая стратегия
Продолжающиеся победы привели концерн к решению прекратить производство дорожных моделей, которые не приносили никакого успеха. Теперь их целью стало производство внедорожных мотоциклов, которые могли бы участвовать в соревнованиях и приносить победы.
План удался! В 1960-х и 1970-х годах пилоты компании выигрывали первенства Европы и мира в классах 250 кубов, а также 500 кубов. В середине 1970-х инженеры расширили ряд моторов и добавил к нему новый вариант объёмом 124 куба.
Качество производства мотоциклов принесли компании несколько побед в мотокроссах, где главными соперниками выступали японцы, славившиеся своим производством мотоциклов.
Новые технологии
В 1983 году компания впервые оснастила мотоцикл жидкостным охлаждением, а годом позже и новой прогрессивной задней подвеской. К сезону 1986 года была впервые представлена гоночная модель с жидкостным охлаждением. Именно «Husqvarna» стала компанией, которая принесла Швеции победу в 6-дневных соревнованиях в 1983 году.
Неожиданное решение
В 1986 году полное право на марку мотоциклов было продано Итальянскому концерну «Cagiva». Решение стало полной неожиданностью для всех. Через год в Италии началось производство мотоциклов «Husqvarna». С того момента они стали выпускать ещё и «цивильные» модели в дополнение в гоночным. В начале 21 века даже вышел детские кроссовые байки, а также маленькие гоночные аппараты.
В июле 2007 года компания перешла во владение «BMW Motorrad», но на линейку производства это никак не повлияло. Даже дизайн мотоцикла остался в привычных цветах. В 2008 году было объявлено о новых моделях в сериях «Эндуро» и «Кросс».
Окончательный дом компании
В 2013 году «Husqvarna» вновь была продана. На этот раз австрийской компании «Pierer Industrie AG». Она является совладельцем бренда, который выпускает знаменитые мотоциклы «KTM», а также «Husaberg».
Несмотря на возраст в 119 лет, жизнь мотоциклов «Husqvarna» не угасает до сих пор. Компания смогла найти жилу в мотоспорте и за всю историю обрела 42 титула в классах «Эндуро» и «Кросс». Успешные выступления помогли развитию моделей и стали первым шагом к успеху компании.