В Госдуме в очередной раз заговорили об отмене ЕГЭ и уже рассматривают соответствующий законопроект. Его авторы уверяют, что формат аттестации, который применяют на протяжении последних 22 лет, неэффективен и попросту не отражает уровень знаний школьников. ЕГЭ предлагают заменить на государственные экзамены, которые будут принимать в вузах. Причина таких кардинальных изменений - колоссальный стресс, испытываемый школьниками. Каждый год по стране наблюдается волна подростковых суицидов, связанных с экзаменами. Извечную тему ЕГЭ корреспондент «Вечерней Казани» обсудил с казанскими преподавателями и самими школьниками.
Система ЕГЭ действует в некоторых регионах с 2001 года, по всей стране - с 2009-го. С самого начала этот способ оценки знаний подвергался критике. Практически каждый год «внутренности» единого госэкзамена корректировались и видоизменялись. Вот уже больше 20 лет школьников каждый год вгоняют в стресс эти три буквы. Есть здесь и другая сторона медали: сколько раз сливали ответы на тестовую часть ЕГЭ - просто не сосчитать. Теперь в Госдуме рассматривают законопроект об отмене ЕГЭ.
Причиной такой инициативы стала неэффективность ЕГЭ, результаты которого, по мнению некоторых, не могут показать реальный уровень знаний абитуриентов. Количество получивших максимально возможные 300 баллов в сравнении с прошлым годом снизилось - всего один человек из всей России заработал такую оценку в 2023 году. Авторы законопроекта считают, что это явный показатель того, что ЕГЭ как система уже изжил себя.
В социальных сетях вовсю разгорелись споры о необходимости экзамена, его плюсов и минусов. В нашей группе в соцсети «ВКонтакте» за отмену единого госэкзамена выступает большинство читателей. Мнения людей кардинально разделяются: одни уверены, что ЕГЭ помогает школьникам поступать в вузы на равных условиях и исключить коррумпированность. Другие утверждают, что система разрушает психику детей, поскольку на них со всех сторон оказывается неимоверное психологическое давление.
Как известно, каждый школьник после 11-го класса обязан сдать как минимум два предмета - математику (базу) и русский язык. Для поступления в каждое учебное заведение требуется свой набор предметов. Проверка результатов - отдельная эпопея. Каждый раз это совершенно разные люди из системы образования. Для сдающего опасность в том, что проверять его тест может, например, сельский учитель, который знать не знает о критериях написания того же сочинения, которым обучают профильные репетиторы. В результате человек может получить очень низкие баллы, при этом обжаловать результаты тоже опасно: баллы могут снизить еще больше или вообще отправить школьника на пересдачу. По этим причинам в обществе не утихают споры об отмене ЕГЭ. Однако, по мнению некоторых, благодаря этой системе абитуриенты могут поступить без сдачи дополнительного тестирования в каждом вузе - и это плюс.
«СИЮМИНУТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАТЬ НЕЛЬЗЯ»
По словам директора школы № 51 Рустема Хазеева, ЕГЭ - это единственная верная форма сдачи экзаменов, которая помогает школьникам из разных уголков страны поступать в ведущие вузы. В этом случае их поступление зависит не от влияния семьи или размеров кошелька родителей, а сугубо от знаний самого ребёнка.
- Экзамены - это не то, что нужно отменить и от чего нужно отказываться. Многие ребята хорошо учатся и уже определились с тем, какую профессию хотят получить. Чтобы понять, насколько человек готов к этому, проводится ЕГЭ, - поделился своим мнением Хазеев.
Эксперт отметил, что, к примеру, в их школе на протяжении уже 3 лет наблюдается положительная динамика сдачи единого госэкзамена. Количество золотых медалистов по сравнению с прошлым годом выросло на 9%. На данный момент их 26,5% от общего количества выпускников.
- Считаю, что нельзя принимать сиюминутные решения в сфере образования и итоговой аттестации, все должно очень тщательно обсуждаться, - говорит собеседник.
Такого же мнения придерживается и ректор Казанского инновационного университета Асия Тимирясова. По её словам, у ЕГЭ есть как преимущества, так и недостатки. К первому относятся возможность поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга и возможность подачи заявления в 5 различных высших заведений.
Эксперт отмечает, что школьникам не приходится после выпускных бегать из одних учебных заведений в другие только для того, чтобы сдать экзамены. ЕГЭ экономит время и силы будущего абитуриента. Именно поэтому Тимирясова не согласна с предложенной альтернативой. Она уверена, что после принятия закона выпускник уже не сможет физически и морально сдать несколько экзаменов в разных вузах страны.
- Это уже будет невозможно, проблематично. Временной промежуток приёмной кампании ограничен. Что делать выпускнику? Сегодня в Питере сдавать экзамен, завтра ехать в Москву, послезавтра в Казань возвращаться? - рассуждает Тимирясова.
Однако, по её мнению, ЕГЭ как система всё же не идеален. Особенно если смотреть на него со стороны родителей, которые вместе с детьми испытывают колоссальное волнение. В этом в первую очередь виновата жесткая сдача экзамена и строгое оценивание.
ХОТЯТ ЛИ ОТМЕНЫ ЕГЭ САМИ ШКОЛЬНИКИ?
Екатерина Скворцова - золотая медалистка, которая в этом году успешно сдала 4 предмета: обществознание, русский язык, историю и математику (база). Школьница готовилась к экзаменам всего год, занимаясь с репетиторами и посещая онлайн-школу. По словам Екатерины, экзамены показались ей не сложными благодаря тщательной подготовке. Однако сдавать экзамены вновь она бы не хотела.
- Это очень сложно было бы - в нескольких вузах сдавать 5 экзаменов по нескольким направлениям. Просто очень тяжело. У каждого учебного заведения свои экзамены, и готовиться к каждому отдельно было бы трудно, - рассказала собеседница.
Но Екатерина формой ЕГЭ вполне довольна. По её словам, всё зависит от подготовки самих школьников. Если человек уверен в своих знаниях, то и экзамены пройдут без проблем.
Другие выпускники 11-х классов также отметили, что сдавать экзамены повторно в вузах они бы не хотели. По их словам, лучше подготовиться и пройти эту процедуру один раз, чем испытывать стресс на протяжении всей приёмной кампании.
По тем же причинам не согласны с отменой ЕГЭ и родители школьников. По их мнению, лучшим решением было бы оптимизировать форму сдачи единого экзамена, а не отменять его. Ведь проблема только в несовершенствах, из-за которых ребята не могут спокойно подготовиться и успешно пройти аттестацию.
По словам одной из мам выпускника Ольги Ганзиной, при сдаче ЕГЭ по информатике у ее ребенка на экзамене плохо работал компьютер. Зато при сдаче русского языка времени было достаточно.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ ЕГЭ?
Главная проблема ЕГЭ, по мнению экспертов, - сложность и излишнее давление на школьников, которые испытывают перед сдачей сильный стресс. Важную роль в этом играет и процедура проведения: видеокамеры, металлоискатели, чужие «стены». Однако если от технологий, которые не позволяют пронести с собой телефон, отказаться будет сложно, то, по словам экспертов, экзамен можно сдавать хотя бы в родной школе. По воспоминаниям учительницы английский языка школы № 51 Алины Шакировой, в её годы именно это помогало школьникам спокойнее относиться к экзаменам.
- Есть ученики, которым поступать не надо. Для них, я думаю, можно было бы сделать какой-нибудь внутренний экзамен в своей школе, выдать аттестат на облегченных условиях - и всё, - поделилась мнением Шакирова.
Как оказалось, в классе Шакировой есть трое учеников, которые решили не поступать в высшие учебные заведения. Ещё во время учебного года они поняли, что сдать экзамены им не по силам, поэтому решили сразу после 11-го класса поступить в колледж. Однако отказаться от сдачи ЕГЭ было уже невозможно, поэтому ребята прошли эту процедуру совместно с одноклассниками. Для таких учеников система сдачи, по словам Шакировой, должна быть облегченной.
О проведении экзаменов в стенах родной школы упомянула и Тимирясова. По её мнению, сдача ЕГЭ в других школах - ненужная мера. Она также отметила проблему формулировки заданий. Их не всегда могут решить даже учителя.
- Задания должны быть очень чёткими - такими, чтобы они охватывали школьный уровень программы и не было необходимости постоянно прибегать к помощи репетиторов. Сейчас к этому и идёт. Мы хотим сделать единое образовательное поле, - поделилась Тимирясова.
Единое поле позволит исключить те вопросы, которые в школьной программе дети не проходили.
Как отметили эксперты, скорее всего, отмены ЕГЭ не будет из-за отсутствия лучшей альтернативы. Однако, если закон всё же примут, то новые нормы вступят в силу уже 1 января 2024 года. Результаты ЕГЭ, полученные ранее, будут действительны четыре года.
Автор: Алина Камалютдинова
Фото: с сайта Минобрнауки РТ