Оказывается в том, что ребенок не хочет учиться, родители виноваты! Оказывается, что школа тут ни при чем, что это родительская обязанность поддерживать детский познавательный интерес на должном уровне! Что это, раз ребенок не может проснуться к первому уроку у нее режим нарушен! Короче, родители - на всей беде, а школа белая и пушистая. Я в таком стрессе ушла оттуда, у меня, молодой тридцатилетней женщины, давление скакало как сумасшедшее.
Из рабочего процесса:
Сейчас лето, но меня до сих пор не отпускает школьная ситуация с ребенком. Да, и ребенка не отпускает. Два года назад в школу пошел заинтересованный, мотивированный ребенок, она хотела учиться, ей все было любопытно, интересно. Она хотела идти в школу, бежала туда буквально в припрыжку!
В конце второго класса это было отвращение к школе, нежелание вставать по утрам, еле-еле поднимала ее, чуть ли не на руках несла в класс. Бывали дни, когда я не могла поднять дочь, разрешала ей остаться дома, потому что не могу выносить вида детских слез… Я пытаюсь представить, что будет дальше, мне становится страшно. Что учителя делают в школе с нашими детьми, как им так быстро удается привить отвращение к школе, уму не постижимо!
После праздника конца года я подошла к учителю, чтобы поговорить об этом. И такого о себе наслушалась! Оказывается, что школа тут ни при чем, что это родительская обязанность поддерживать детский познавательный интерес на должном уровне! Что это, раз ребенок не может проснуться к первому уроку у нее режим нарушен! Короче, родители - на всей беде, а школа белая и пушистая. Я в таком стрессе ушла оттуда, у меня, молодой тридцатилетней женщины, давление скакало как сумасшедшее. Теперь я думаю, можно ли оставлять ребенка у этого учителя? Или перевести ее в другой класс? Будет учитель мстить моему ребенку за мою искренность? Или в другом классе будет то же самое? Уже несколько недель места себе не нахожу.
Давайте будем искать ответ на Ваш вопрос издалека. В среднем ребенок идет в школу в возрасте 7 лет. Этот возраст выбран не случайно и не с потолка. Именно к этому возрасту обычно, если у ребенка нет каких-то особых условий и ситуаций, формируется его готовность к школьному обучению.
Ребенок становится крепким физически: его мышцы спины, сформировали корсет, настолько прочный, что могут его удерживать в вертикальном сидячем положении на протяжении урока без особого дискомфорта; мышцы его руки развиты в плане тонкой моторики – он может писать с некоторыми перерывами на протяжении всего урока. И более ребенок не чаще раза в четверть, а лучше реже.
Ребенок к этому моменту достаточно развит коммуникативно: он может не только завязывать отношения со сверстниками, но и поддерживать их, и даже развивать в прочную дружбу. Он умеет общаться со взрослыми, понимает, что такое субординация и придерживается ее правил во взаимодействии со старшими.
Эмоционально-волевая готовность ребенка тоже на должном уровне: несмотря на то, что ребенку хочется бегать и играть в школьном коридоре, он сидит вместо этого в кабинете и усердно занимается, выписывая буквы и цифры. Он осознал, что такое «надо» и научился свои желания отодвигать на время урока. Он понимает, что такое правила и умеет им следовать.
Мотивационная готовность позволяет примирять себя с необходимостью ходить в школу в целом – это нужно, чтобы учиться, социализироваться и вписываться в социальный контекст своего места проживания.
Интеллектуальная готовность ребенка не нуждается в отдельном представлении: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь развиты настолько, что позволяют без особого труда осваивать школьную программу.
Неготовность по любому из этих пунктов способствует выпадению из учебного процесса и формированию неприязни к школе. К тому же родители – заинтересованная сторона в увлеченном обучении ребенка в школе. Поэтому важно в тот момент, когда только-только проявятся первые росточки неприязни или угасания познавательного интереса ребенка, начать работать с этим, привлекая учителя, психолога, личное обаяние – все ресурсы, до которых удается дотянуться, а не злорадно наблюдать, как там школа справится или нет.
Родители в такой ситуации могут как помогать ребенку, так и мешать ему справиться с ситуацией.
Вот, например, ребенку трудно проснуться к первому уроку, поэтому дочь, если не опаздывает, то плохо работает на первом уроке, независимо от того, какая дисциплина стоит первым уроком. Учитель говорит о нарушении режима – это одна из вероятных причин. Вторая – из самых лежащих на поверхности – проблемы со здоровьем. На чьей территории лежит решение проблемы? Верно, на территории семьи.
Если взрослый не выносит вида детских слез, то слезы довольно быстро становятся способом влияния на ситуацию со стороны ребенка. На чьей территории решается эта проблема? Верно, на родительской.
Вы не пишете о том, что ребенок чего-то не понимает, не пишете о проблемах, связанных непосредственно с учебным процессом. Вы говорите преимущественно об организационных вещах, которым ребенок учится в семье.
Поэтому переход в другой класс скорее всего не даст ожидаемого эффекта. Проблемы трудного вставания утром, если не будут предприняты какие-либо шаги в этом направлении, останутся, к ним добавится проблема адаптации к новому трудовому коллективу и новым требованиям учителя.
Месть или ее отсутствие, как правило, обусловлено личными особенностями педагога. Если у учителя нет какой-либо особой предрасположенности к такому поведению (мстительному), то скорее всего она забудет и будет слишком занята в начале учебного года, чтобы выстраивать соответствующие отношения с Вашим ребенком.
Резюмируя написанное, можно сказать следующее: лучше остаться в своем классе и за лето поработать над отношением и восприятием школы, создать позитивную мифологию обучения внутри семьи. Если вдруг учитель все-таки окажется мстительным человеком, Вы это поймете непосредственно в сентябре, и сможете решить проблему. Но вероятность этого невысока.
Анна Бердникова