Сегодня вспоминаем Марину Алексеевну Ладынину (1908 – 2003) – звезда советского кинематографа родилась в этот день 115 лет назад.
Не все, вероятно, знают, что Ладынина начинала на сцене Московского Художественного театра.
Девочка из многодетной крестьянской семьи, уроженка села Скотинино Смоленской губернии, была артистичной с самых юных лет.
«Мне кажется, я родилась с желанием стать актрисой, – рассказывала Марина Алексеевна в одном интервью – Без меня не обходился ни один детский праздник, юбилейный вечер, любительский спектакль. Я играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала... Когда на базарной площади выступали цыгане, я выскакивала из толпы зрителей и плясала вместе с ними».
В те годы ничто не намекало на то, что эта девочка может оказаться актрисой главного драматического театра страны. Из Смоленской губернии семья перебралась в другую часть страны, в Енисейскую губернию, где Марина окончила школу и выучилась на учительницу. Преподавала в сельской школе, играла в самодеятельности, а неподалеку – в городе Ачинске – находился настоящий городской театр.
«Кроме постоянной труппы, на его сцене часто выступали гастролеры, и меня иногда приглашали на подмену заболевших или не приехавших артистов. В городе каждый раз расклеивали афиши, и я с наслаждением прочитывала на них свою фамилию. Нередко после спектакля режиссеры звали меня уехать с их коллективом... Но, несмотря на то, что все помыслы и устремления моего детства и юности были направлены к сцене, театру, я твердо знала: этого делать нельзя. Для того чтобы стать настоящей актрисой, надо учиться».
И она поехала в Москву. Поступила в ЦЕТЕТИС (он же ГИТИС), и уже на втором курсе попала на стажировку во МХАТ. А затем ее приняли в труппу Художественного театра, во вспомогательный состав. Было это в 1933 году.
Определенные надежды на молодую актрису театр явно возлагал. Например, Вл. И. Немирович-Данченко довольно высоко оценил игру Ладыниной в спектакле «Егор Булычов и другие». Она выходила на сцену в роли послушницы Таисии, и Владимир Иванович даже подумывал, не доверить ли ей роль Шурочки, любимой дочери Булычова. Впрочем, Ладынина в то время уже начала сниматься в кино. На съемки фильмов «Вражьи тропы» и «Застава у Черного брода» ей приходилось отпрашиваться у того же Немировича.
«Он отпускал меня со словами: "Ну что же, сняться надо иногда, заработать там и все такое. Но никогда не забывайте, что вы – наша, никогда не бросайте театр". Я и не собиралась этого делать, тем более что из вспомогательного состава меня перевели в переменный».
В 1934 году Нина Литовцева готовилась ставить во МХАТе «Памелу Жиро» Оноре де Бальзака. На заглавную роль были назначены три молодые актрисы – Софья Пилявская, Марина Ладынина и Анна Комолова. Но все-таки главной в этом раскладе считалась Пилявская, и две другие девушки рисковали остаться не у дел. Ладыниной приходилось довольствоваться массовкой и эпизодами.
А вот в кино у нее все, напротив, складывалось стремительно и блестяще. В 1934 году она познакомилась с Иваном Пырьевым, через два года они поженились, и вскоре уже вся страна смотрела новые музыкальные комедии, в которых блистала Марина Ладынина. «Богатая невеста», «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» – глазастая улыбчивая блондинка стала одной из главных звезд советского кинематографа. Из МХАТа она ушла еще в 1935-м.
«В русскую вариацию “народного мюзикла”, снятого с азартом и удалью, Марина Ладынина внесла свою веселую невсамделишность — обертон интеллигентной рефлексии. Если "мы рождены, чтобы сказку сделать былью", то она обращала неутешительную быль в подобие сказки»,
– так писала о ней киновед Майя Туровская.
А вот слова другого замечательного киноведа, Неи Зоркой:
«Она была крепенькая и кругленькая, ладная и полная (что необходимо по лубочным законам красоты), блондинка в вышитых блузах и цветастых платках. У ее героинь были большие, ясные, наивные глаза. Она напоминала нарядную куклу-матрешку. ‹…›
Резко, едва ли не специально, отличались друг от друга главные "звезды" советской музыкальной комедии: парадной, эффектной красоте и мастеровитости Орловой противостояла чуть ленивая повадка, мягкость и задушевность Марины Ладыниной».
Фото из свободных источников
Также будет интересно:
24 марта родился Алексей Дмитриевич Попов
«Не любовь, а лихорадка». Марина Цветаева и люди мхатовских студий