Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Марина Ладынина. Веселая и ясная

Сегодня вспоминаем Марину Алексеевну Ладынину (1908 – 2003) – звезда советского кинематографа родилась в этот день 115 лет назад.

Марина Ладынина
Марина Ладынина

Не все, вероятно, знают, что Ладынина начинала на сцене Московского Художественного театра.

Девочка из многодетной крестьянской семьи, уроженка села Скотинино Смоленской губернии, была артистичной с самых юных лет.

«Мне кажется, я родилась с желанием стать актрисой, – рассказывала Марина Алексеевна в одном интервью – Без меня не обходился ни один детский праздник, юбилейный вечер, любительский спектакль. Я играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала... Когда на базарной площади выступали цыгане, я выскакивала из толпы зрителей и плясала вместе с ними».

Марина Ладынина (в центре) - старшая дочка в большой крестьянской семье. На фото с сестрами и братом
Марина Ладынина (в центре) - старшая дочка в большой крестьянской семье. На фото с сестрами и братом

В те годы ничто не намекало на то, что эта девочка может оказаться актрисой главного драматического театра страны. Из Смоленской губернии семья перебралась в другую часть страны, в Енисейскую губернию, где Марина окончила школу и выучилась на учительницу. Преподавала в сельской школе, играла в самодеятельности, а неподалеку – в городе Ачинске – находился настоящий городской театр.

«Кроме постоянной труппы, на его сцене часто выступали гастролеры, и меня иногда приглашали на подмену заболевших или не приехавших артистов. В городе каждый раз расклеивали афиши, и я с наслаждением прочитывала на них свою фамилию. Нередко после спектакля режиссеры звали меня уехать с их коллективом... Но, несмотря на то, что все помыслы и устремления моего детства и юности были направлены к сцене, театру, я твердо знала: этого делать нельзя. Для того чтобы стать настоящей актрисой, надо учиться».

И она поехала в Москву. Поступила в ЦЕТЕТИС (он же ГИТИС), и уже на втором курсе попала на стажировку во МХАТ. А затем ее приняли в труппу Художественного театра, во вспомогательный состав. Было это в 1933 году.

Марина Ладынина. Фото 1920-х годов
Марина Ладынина. Фото 1920-х годов

Определенные надежды на молодую актрису театр явно возлагал. Например, Вл. И. Немирович-Данченко довольно высоко оценил игру Ладыниной в спектакле «Егор Булычов и другие». Она выходила на сцену в роли послушницы Таисии, и Владимир Иванович даже подумывал, не доверить ли ей роль Шурочки, любимой дочери Булычова. Впрочем, Ладынина в то время уже начала сниматься в кино. На съемки фильмов «Вражьи тропы» и «Застава у Черного брода» ей приходилось отпрашиваться у того же Немировича.

«Он отпускал меня со словами: "Ну что же, сняться надо иногда, заработать там и все такое. Но никогда не забывайте, что вы – наша, никогда не бросайте театр". Я и не собиралась этого делать, тем более что из вспомогательного состава меня перевели в переменный».

В 1934 году Нина Литовцева готовилась ставить во МХАТе «Памелу Жиро» Оноре де Бальзака. На заглавную роль были назначены три молодые актрисы – Софья Пилявская, Марина Ладынина и Анна Комолова. Но все-таки главной в этом раскладе считалась Пилявская, и две другие девушки рисковали остаться не у дел. Ладыниной приходилось довольствоваться массовкой и эпизодами.

А вот в кино у нее все, напротив, складывалось стремительно и блестяще. В 1934 году она познакомилась с Иваном Пырьевым, через два года они поженились, и вскоре уже вся страна смотрела новые музыкальные комедии, в которых блистала Марина Ладынина. «Богатая невеста», «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» – глазастая улыбчивая блондинка стала одной из главных звезд советского кинематографа. Из МХАТа она ушла еще в 1935-м.

«В русскую вариацию “народного мюзикла”, снятого с азартом и удалью, Марина Ладынина внесла свою веселую невсамделишность — обертон интеллигентной рефлексии. Если "мы рождены, чтобы сказку сделать былью", то она обращала неутешительную быль в подобие сказки»,

– так писала о ней киновед Майя Туровская.

-4

А вот слова другого замечательного киноведа, Неи Зоркой:

«Она была крепенькая и кругленькая, ладная и полная (что необходимо по лубочным законам красоты), блондинка в вышитых блузах и цветастых платках. У ее героинь были большие, ясные, наивные глаза. Она напоминала нарядную куклу-матрешку. ‹…›
Резко, едва ли не специально, отличались друг от друга главные "звезды" советской музыкальной комедии: парадной, эффектной красоте и мастеровитости Орловой противостояла чуть ленивая повадка, мягкость и задушевность Марины Ладыниной».
"Свинарка и пастух", классический кадр из "народного мюзикла" Ивана Пырьева 1941 года
"Свинарка и пастух", классический кадр из "народного мюзикла" Ивана Пырьева 1941 года

Фото из свободных источников

Также будет интересно:

24 марта родился Алексей Дмитриевич Попов

Главный по тарелочкам

«Не любовь, а лихорадка». Марина Цветаева и люди мхатовских студий