Я приветствую вас на моем канале. Если заходите почитать мои статьи, значит вам интересно будущее ваших детей. Тут мы беседуем и ищем варианты для успешного развития средства коммуникации людей - речи.
Я буду писать о том, что должен Ваш ребенок научиться за год и давать вам материал для работы. Иначе говоря - мама научит ребенка сама дома, без помощи логопеда.
На год.
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым «Проходите, пожалуйста», «Хотите посмотреть...» и т.д.
Давать детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, машины, одежда, посуда и т. п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
Продолжать приучать детей слушать рассказы о забавных случаях и житейских ситуациях; о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке.
Словарь
Уточнять названия и назначение предметов одежды по сезону (футболка, шорты, платье, брюки, кофта), обуви (сандалии, босоножки, тапочки), головных уборов (панама, шляпа, кепка); посуды, мебели, видов транспорта (машина, автобус, трактор).
Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).
Учить понимать обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.; называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуки
Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Показывать правильное положение речевого аппарата при проговаривании звуков.
Грамматика
Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Учить детей получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств (Маша пошла гулять в парк в теплой куртке); составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку).
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи», упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.
Помогать доброжелательно общаться.
Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.
К концу года дети могут
•⭐️По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
•⭐️Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
•⭐️С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
Второй период вопросов: «Почему? Когда?»
Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется.
Могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков.
Дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи.
Занятие 1. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»
Цель. Вызвать у ребенка симпатию к детям с помощью рассказа (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят.
Ход занятия
Взрослый сообщает, что будет рассказывать о том, какие дети умные, добрые, веселые. Например: «Я расскажу тебе об одном замечательном мальчике (девочке). Сегодня он(она) одет в синие шортики и серенькую футболку. А на футболке нарисован серьезный гном, который построил себе красивый домик. Про кого я рассказываю?
Пример:У Саши светлые волосы и веселые темные глаза. Саша наш помощник, он и помогает замечательно, и с другими детьми ладит, не обижает их. Правда, носовой платок частенько забывает, но обещал исправиться. Я ему верю. Саша любит рисовать и лепить, и поет хорошо. Спой, Сашенька, свою любимую песню, а я тебе подпою.
Завершая занятие, можно прочитать стихотворение С. Черного «Приставалка» или английскую песенку «Храбрецы» (перевод С. Маршака). При чтении песенки следует узнать у ребенка, кто такие портные, соотнести рост взрослого мужчины и размер улитки, от которой в страхе сбежали 25 портных.
Занятие 2.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
Цель. Познакомить со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской).
Ход занятия
Взрослый читает сказку так, чтобы ребенок переживал за простодушного петушка и радовался благополучному окончанию его приключений. Затем интересуется, волновался ли ребенок за петушка, которого лиса все время обманывала.
«И я за него очень-очень волновалась. Ведь лиса могла съесть петушка по дороге. И тогда это была бы страшная сказка. И, наверное, она бы нам не понравилась, не так ли?»
Примечание. В подходящий момент (на улице, дома…) взрослый предлагает поиграть в сказку, помогая исполнять роль лисы, петушка и музыканта-кота спеть песенки и проговорить несложный текст (в сокращении).
Занятие 3.Звуковая культура речи: звуки а, у. Игра «Не ошибись»
Цель. Упражнять в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи обобщающие слова.
Ход занятия
Взрослый рассказывает сказку о Веселом Язычке: «Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик этот – рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Показывает.) Язычок то выбегает из домика (показывает), то прячется. Опять выбегает и вновь прячется».
Взрослый предлагает ребенку выпустить Язычок из домика и спрятать его (3–4 раза). Затем продолжает: «А еще Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показывает куклу в ползунках).
„А-а-а-а“, – поет Язычок Аленушке.
И малышка широко открывает рот, вот так, и тоже начинает петь: „А-а-а“. Это она радуется, что с ней разговаривают. Как поет Аленушка?»
Ребенок повторяет 3-4 раза.
«А сейчас мы будем петь песенку и тянуть длинную-длинную ниточку. Вот так…»
Вытягивая руки вперед на уровне груди и плотно смыкая пальцы обеих рук (как будто держит нитку), взрослый произносит: „А-а-а-а“ (2–3 сек). Упражнение повторяется 3–4 раза. Взрослый следит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», ребенок не опускал голову.
«Пока мы „ниточки вытягивали“, Аленка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала: „Уа-уа-уа“. Как плачут маленькие дети? ( повторения.)
Давай утешим, успокоим малышку: „Не плачь, Аленушка! Не плачь, маленькая!“ (Следует подсказать , что эти фразы нужно произносить тихо и ласково.) И споем ей колыбельную: „Баю-баю-баю, доченьку качаю, баю-баю-баю“. Поют вместе.
Аленушка уснула. Долго будет спать. А мы с тобой можем поиграть. Мы пойдем в лес по грибы, по ягоды. Но в лесу можно заблудиться, потеряться, поэтому я буду звать тебя: „Саша ау-у-у» (ребенок откликается на зов)
Игра
«Надо поймать мяч и ответить на вопрос. Мяч уронишь, ход пропустишь. На вопрос не ответишь, тоже ход пропустишь. Игра непростая. Называется «Не ошибись“».
Взрослый называет предметы например: «Яблоко, слива, лимон?..», а ребенок, поймав мяч, называет обобщающее слово: «Фрукты» и т. п.
Для закрепления звука а в словах «печём оладушки»:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
Ребенок угощает оладьями окружающих. Рассказываем о том, с чем лучше есть оладушки: со сметаной, с маслом, медом, вареньем, рыбой, икрой.
Русская народная песенка
Взрослый спрашивает у ребенка:
Ладушки, ладушки,
Где были?
Ребенок отвечает:
У бабушки!
Взрослый
Что ели?
Ребенок отвечает:
Кашку!
Взрослый
Что пили?
Ребенок отвечает:
Бражку!
Занятие 4.Звуковая культура речи: звук у
Цель. Упражнять в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).
Ход занятия
Взрослый напоминает о том, как Язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться: «Покажи, как он это делает? Выглянул и спрятался… Опять выглянул и спрятался… Сильно высунулся… и спрятался.
Однажды Язычок услышал, как гудит паровоз (электричка): „У-у-у“. Как гудит паровоз?
Язычку эта песня очень понравилась. И решил он ее выучить. Сначала Язычок запел негромко: „У-у-у“. Как он запел? Потом запел громче…
Чтобы и у тебя получилась песня паровоза, надо вытянуть губы трубочкой (показывает) и протяжно произнести:,У-у-у“».
Далее вместе и индивидуально поют «длинную» песенку (2–3 сек на одном выдохе).
«Ты, должно быть, видел настоящий паровоз, который тянет вагоны с пассажирами или состав с грузами, – продолжает взрослый. – Такой паровоз гудит громко и протяжно. Примерно так: „У-у-у-у-у“. Как гудит паровоз? А игрушечный заводной паровозик гудит тише, голосок у него тоненький: „У-у-у-у“. Я сейчас буду гудеть как паровозик, а ты отгадай: игрушечный или настоящий паровоз.
Взрослый показывает игрушечную утку (утенка). Объясняет, что если утку позвать: „Утя-утя-утя“, то она откликнется на зов и подойдет поближе. Тогда придется покормить птицу хлебушком. Позови утку?
Затем взрослый читает чувашскую песенку «Разговоры» (пер. Л. Яхнина).
Кукушка кукует:– Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует:– Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет:– Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит В ночи:– Угу!
А рыба молчит — Ни гу-гу.
Перед повторным чтением песенки взрослый выясняет у ребенка:
– Кукушка кукует, а голубь?.. (Воркует.)
– Петух зорюет. Когда он поет: днем, ночью, на утренней зорьке? (Заря – зорька – зорюет.)
Взрослый читает песенку еще раз и предлагает ребенку проговаривать звукоподражательные слова.
Примечание. Позже, упражняя ребенка в выразительном чтении диалогов, взрослый знакомит со стихотворением «Бычок» В. Берестова.
Маленький бычок,
Желтенький бочек,
Ножками ступает,
Головой мотает.
– Где же стадо? Му-у!
Скучно одному-у!