Найти тему
Учитель первый твой

Предполагаемое нашествие выпускников колледжей в школы напугало общественность

Оглавление
Рисунок с сайта flomaster.club
Рисунок с сайта flomaster.club

Добрый доктор Айболит, когда только закончил ветеринарное училище, устроился в зоопарк. Однажды он заметил, что у одного из слонов начинается простуда, и налил ему в ведро с водой подогретого красного вина. На следующее утро слон был в отличном состоянии, но простуда началась еще у двух слонов.
Анекдот из сети

В последние несколько дней только ленивый не сообщил своё мнение по поводу высказывания Кравцова С.С. о том, что в связи с нехваткой кадров в школах смогут работать выпускники не только вузов, но и выпускники педагогических колледжей.

Не собиралась я поддерживать тематический ажиотаж. Однако, почитав статьи других авторов, и особенно комментарии к ним, не смогла остаться в стороне. Несколько раз вступала в полемику 😀 В результате поняла, что своё мнение, недоумение и мысли проще написать в собственной публикации по этому вопросу.

Тема очень актуальна для меня лично по разным причинам:

1) Я - выпускница педагогического училища (1998 год).

2) Дочь перешла в 11 класс. И тема дальнейших образовательных стратегий для неё мне очень близка.

Идея готовить педагогов для 5-9 классов в училищах (колледжах) не нова! Она реализовывалась ещё в прошлом веке😉 И вовсе не была упразднена в наше время. Доказательством служат мои воспоминания и скрины ниже.

-2

Получается, что правом преподавания различных дисциплин в школах (до 10 класса) выпускники училищ (колледжей) обладали ещё "задолго до..." этого высказывания министра. И молодые специалисты прекрасно этим правом пользовались, одновременно продолжая обучение в вузах (чаще заочно).

История из личной жизни

Я закончила педагогическое училище в 1998 году по двум специальностям: "Учитель начальной школы", "Учитель технологии". История долгая, возможно, она будет интересна современным родителям и детям.

В школе я не была отличницей. Гуманитарию всегда трудно даются предметы математического направления. Но училась без троек. В 14 лет решением мамы отправлена была в педагогическое училище в другой город (в пределах области). Собственных мыслей о своей
профессии тогда я не имела совершенно...
Однако, у мамы были некоторые планы насчёт моего будущего. Она хотела помочь мне получить профессию не только педагога начальной школы, но и учителя иностранного языка. В 8 классе мама попросила великолепного педагога французского языка меня подготовить. После поступления, оказалось, что французкого языка в этом училище в принципе нет! (Как-то не уточнили этот момент заранее). Учащиеся могли к основной специальности добавить одну из любых дополнительных: учитель технологии, музыки, английского языка, информатики или социальный педагог.
После окончания училища я работала один год в сельской школе учителем музыки и классным руководителем.
Опыт "чужого решения" меня не испугал. И так сложилось, что выбор без выбора стал любимым делом моей жизни. Я пошла на очное отделение по той же специальности уже сама того желая... Результатом стало 9 лет очного обучения. На данный момент имею три специализации: учитель начальной школы (основная), учитель музыки, учитель технологии у девочек с 5 по 8 класс.

Уровень образования выпускников колледжей гораздо ниже, чем у выпускников вузов?

Поступил в цирковое училище на клоуна и получил бугагаж знаний.
Шутка из сети
Автор указан на рисунке
Автор указан на рисунке

Общие комментарии по теме в большинстве своём негативны. Родители школьников выражают опасение, что наша система образования и так переживает не лучшие времена. Ликвидировать нехватку специалистов активным внедрением в школы выпускников колледжей - идея не из лучших. "Так и окончательно угробить образование наших детей можно!" - звучат мнения с разных сторон. Большинство родителей учеников убеждены, что качество подготовки таких педагогов очень низкое, поскольку:

  • уходят из школ после 9 класса часто не самые способные и (или) старательные ученики;
  • изучение дисциплин идёт поверхностно (мало теории), а весь первый год из четырёх студенты колледжей просто проходят сокращённую программу 10 и 11 классов.

Безусловно, каждый из этих аргументов имеет место быть. Вопрос только, в какой степени они соответствуют действительности)) О чём, собственно, мне и хотелось поговорить с вами в этой публикации.

Построение личной образовательной стратегии для каждого ученика - это дело его родителей в первую очередь. Учитывают они при этом желания и способности ребёнка - вопрос второй. В этом образовательном плане, как я считаю, колледжи не должны считаться чем-то пригодным исключительно для слабых учеников. Вот для примера... Почему ребёнку уйти в лётное или иное училище, которое связано с военной карьерой или работой полицейского - это очень даже неплохо; а педучилище - сомнительно? Опять же, если рассматривать колледж как первую ступень для получения дальнейшего образования... Или старт для самообразования... Моя дочь (закончила 10 класс) хочет пойти на химика, но если поступить на бюджет у неё не получится через год, я не чураюсь начального обучения в колледже по профилю.

Однако, вернёмся к педвузам. На личном примере могу сказать, что многие выпускники педагогического училища - великолепные практики (безусловно, если учились неплохо и впитывали информацию, стремились освоить азы профессии). В колледжах практика в реальных школах занимает очень большУю часть образовательного процесса. Если на 2 курсе мы ходили каждую неделю наблюдать уроки учителей в школах города, то на 4 курсе мы вели все уроки изо дня в день в течение нескольких месяцев (преддипломная практика). Всё это происходило под наблюдением наших методистов и опытных педагогов конкретной школы. Каждый косяк проблемный момент разбирали, давали советы до урока и после.

В вузах много теории и мало практики. Это я ощутила и сама в своё время, это подтверждают и все студенты, которых из года в год я принимаю в нашей гимназии в качестве наставника. Молодые девочки боятся зайти в класс, не умеют строить урок и организовать учеников, ошибаются в самых простых информационных данных, не умеют "выплывать" в случае, когда урок пошёл не по плану. А это уже выпускной курс...

Поэтому часто в обсуждениях данной темы мне очень хотелось защитить выпускников колледжей. Не всё так плохо, как многим кажется.

Что выпускник вуза, что колледжа может оказаться совершенно бездарным, может не знать элементарных вещей. Любой человек, независимо от образования, приходящий в школу, может просто оказаться некомпетентным в этой профессии. И я считаю, что наделять всех выпускников педагогических училищ единым определением "некомпетентен", а выпускников вуза - "профи" - тоже затея не из лучших.

Выводы

Я думаю, что никакой драмы нет в том, что выпускники колледжей придут в школы. В конце концов они и раньше там работали и продолжают это делать. Может, наш министр просто не в курсе? Любой грамотный директор не поручит молодому учителю готовить детей к ОГЭ, а так же обязательно прикрепит к каждому такому специалисту опытного наставника. У нас в гимназии трое педагогов только начальной школы ещё не закончили учёбу в вузе (это без колледжа!), а работают уже не первый год. Молодые, активные, находятся в обучающей среде и под контролем наставников.

Считать всех молодых педагогов из колледжа некомпетентными, для меня лично, означает считать таковыми выпускника любого учебного заведения, молодого специалиста без опыта работы. Ведь всегда есть грамотные и мотивированные; а есть те, кто учился "для корочки". Любая ступень - это только начало образования, которое мыслящий и заинтересованный человек продолжает всю жизнь.

Спасибо за внимание к моим публикациям. Мнения в комментариях приветствуются!