Эту статью я написала вчера, еще до всем известных событий, но думаю, будет полезно ее все-таки опубликовать.
В чем заключается ключевая нравственная коллизия главной героини сериала «Королева Юга» Терезы Мендосы? В том, что она боролась со злом, противопоставляла себя ему, и сам этот факт давал ей возможность чувствовать себя добром, хотя она, конечно, никаким добром не являлась. В этом сюжете и Тереза, и ее друзья – абсолютно такие же преступники, нарушители закона, как и те люди, с кем они боролись. Единственное их отличие от этих сил зла заключается в том, что они представляют собой как бы «меньшее» зло – не такое циничное, не такое жестокое, не такое равнодушное к судьбам пострадавших в результате их действий людей.
В эту нравственно-этическую ловушку попадают очень многие, и очень многим кажется, что они, являясь «меньшим» и не таким кошмарным злом, как будто бы находятся на стороне добра. Мы в изобилии видим такие этические коллизии сегодня – в частности, именно таким «меньшим» злом сейчас пытается представить себя известный петербургский ресторатор, попутно освоивший еще ряд профессий, категорически не совместимых с понятием «добро». Тем не менее, этот человек сумел найти в обозримой реальности тех, кого под определенным ракурсом и в определенном свете можно назвать «большим» злом, чем он сам – и он изо всех сил пытается, как говорят в пиаре, «отстроиться» от этого зла, представив себя светочем гуманности и справедливости.
Те, кто внимательно следит за актуальной повесткой все последние годы, хорошо понимает тщетность подобных усилий этого человека – потому что отлично знаком с его деятельностью в самых ее шокирующих подробностях и с тем, что он из себя представляет. Ни при каких условиях этого человека нельзя отнести к силам добра – даже если рядом для контраста поставить Теда Банди, Чикатило и еще пяток-другой известнейших маньяков и преступников. Нет, конечно, этот человек однозначно представляет собой сторону зла – несмотря на всю его как бы «благородную» риторику последних недель и попытки выглядеть более благопристойным «людоедом», чем другие.
Если вы находитесь на стороне зла, выполняете цели зла, используете методы зла, если ваши действия наносят прямой или косвенный ущерб силам добра – вы будете злом, пока вы там находитесь и пока все это делаете. И никакое даже самое ужасное демоническое зло за вашей спиной не превращает вас в добро. Так уж устроен этот мир – в нем всегда есть масса этических оттенков и вариантов, но только не для тех, кто хотя бы в малейшей степени служит на пользу злу. Это, кстати, касается и давней дискуссии по поводу бывшего редактора одной радиостанции и других подобных людей – если их действия, так или иначе, помогают злу, добром их назвать никак нельзя.
Единственный способ изменить эту ситуацию и действительно получить право считать себя добром – это категорический, решительный и демонстративный переход на сторону добра. Не риторика, не слухи, не имитация, не внешний благообразный вид – а именно конкретные действия, которые так сильно помогут добру, что оно сразу получит явственные преимущества в борьбе со злом. Да, этот переход может быть весьма тяжелым, болезненным, даже сопряженным с риском для жизни – это все так. Но ведь изначально выбирать зло этих людей никто не заставлял – и за любой выбор в этой жизни нужно нести ответственность.