Знаменитые фаюмские портреты считаются вершиной античного изобразительного искусства. Такие погребальные изображения были распространены в I-III веке в Древнем Египте. После завоевания Александром Македонским, а затем присоединения Египта к Риму, египетский похоронный обряд претерпел изменения: вместо традиционных погребальных масок к мумиям знатных лиц стали прикреплять доски с портретами, выполненными восковыми красками в реалистичной манере. Название портреты получили по месту первой находки в Фаюмском оазисе, но в дальнейшем их находили по всему Египту.
На большинстве портретов изображены относительно молодые люди, на некоторых дети. Полагают, что художники не стремились «омолодить» покойников, просто продолжительность жизни в эту эпоху и в самом деле была невелика. По мнению исследователей, восковые портреты создавались при жизни человека и были выставлены в его доме. Но насколько они соответствовали реальной внешности?
Это проще всего сделать, сравнив мумию с лицом на портрете. Проблема в том, что многие портреты были сняты с мумий и проданы еще 100 лет назад, так что найти соответствующую мумию непросто. Хотя существует более 1000 фаюмских портретов, менее 100 до сих пор связаны с телами людей, которых изображают.
Тем не менее, в 2012 году исследователям из США и Великобритании удалось провести подобный эксперимент. В разных музеях мира было найдено 4 мумии I века нашей эры, к которым до сих пор прикреплены портреты.
Известный египтолог Боб Брайер и его коллеги использовали компьютерную томографию для создания моделей черепов мумий. Затем антрополог-криминалист Кэролайн Уилкинсон, которая знала только возраст и пол мумии, воссоздала по этим моделям лица умерших. На реконструкцию лица одной мумии уходила неделя.
Затем исследователи сравнили лица с портретами, захороненными вместе с мумиями. «Мы умирали от желания увидеть, на что это похоже», — говорит Брайер. Два из получившихся лиц оказались поразительно похожи на портреты. Третья реконструкция тоже обладает чертами, совпадающими с портретом.
Мумия из Британского музея – миниатюрная молодая женщина с узким лицом и с пухлыми губами. Ее реконструированное лицо во многом соответствует чертам ее портрета.
Вторая мумия из Британского музея – крупный мужчина лет 50 с широким лицом, густыми бровями, приплюснутым носом и массивной челюстью. Его лицо получилось очень похожим на его портрет, который, возможно, написан, когда мужчина был моложе.
Мумия из Метрополитен-музея в Нью-Йорке – мужчина 30 лет с широким носом. На его портрете изображен молодой человек с более узким носом, но прочие черты лица, например, губы, форма лица и нижней челюсти совпадают. Возможно, на портрете художник слегка приукрасил внешность покойного.
Однако четвертая мумия, предоставленная художественным музеем Копенгагена, абсолютно не соответствовала портрету. Останки принадлежали мужчине лет 30 с широким носом, широкими скулами, толстыми губами и округлой линией подбородка. С портрета смотрит совсем другое лицо.
Исследователи предположили, что, как случалось в древности, древние бальзамировщики могли перепутать тело, и прикрепить портрет не к той мумии. Такое вполне вероятно, если несколько тел мумифицировали одновременно. Обнаружить ошибку 2 тысячи лет назад было невозможно.
Исследование убедило ученых в том, что фаюмские портреты очень точно передавали внешность умершего, хотя в некоторых случаях могли ему льстить. С высокой вероятностью, их действительно делали при жизни заказчика.
А вы как считаете, похоже?
Вам также будет интересно: