444 подписчика

Голодные игры: что уникально в этой книге?

1,8K прочитали
Всем привет!

Всем привет! В этой статье мы проанализируем известнейшую современную антиутопию, которая стала новшеством в свое время, и которая переосмысляет жанр антиутопии, - это "Голодные игры" писательницы Сьюзен Коллинз.

Мы рассмотрим саму историю, обсудим и книгу как первоисточник, и серию фильмов, которая вышла в четырех частях на основе книг.

Фильм "Голодные игры"
Фильм "Голодные игры"

В этой статье вы узнаете:

  • Почему Голодные игры - это интереснейшая антиутопия нашего времени;
  • Что нового привнесла Сьюзен Коллинз в этот литературный жанр.

Ценность произведения исчисляется в том числе его новизной, привнесением новых идей в уже устоявшийся жанр. И Сьюзен Коллинз удалось переосмыслить данный жанр, перевернуть его и воплотить в другом формате. Как? Мы подведем к этом в конце статьи, так что, приглашаю к прочтению!

Внимание! Будут спойлеры к серии фильмов и книг "Голодные игры!"

О чем это произведение

Давайте вспомним сеттинг, историю и персонажей, которые в этой истории фигурируют. Большинство читателей статьи, я думаю, смотрели фильмы, а, возможно, и читали книги.

Китнисс
Китнисс

У нас есть девушка Китнисс Эвердин. Она живет в тоталитарном государстве Панем, которое состоит из Капитолия - столицы и 12-ти дистриктов. Между дистриктами четко поделены обязанности, каждый занимается своим делом, ремеслом. Четко установлено, что производят или добывают дистрикты и что поставляют в Капитолий. Существуют также правила проживания в дистриктах и существует идеология. Считается, 74 года назад произошел мятеж, который был подавлен. Теперь, в назидание, чтобы все последующие поколения поняли, что так делать не нужно, был введен такой ритуал как Голодные игры. Голодные игры проводятся каждый год, где из подростков 12-18 лет берут по двое от каждого дистрикта, девушку и парня. Подростки отправляются на Голодные игры, где убивают друг друга, пока не останется один выживший. Жители наблюдают за зрелищем с экранов телевизоров, и смотреть необходимо - кто-то делает это по своей воле, кого-то заставляют.

Устройство Панема
Устройство Панема
Прекрасный Капитолий
Прекрасный Капитолий

В книге описано такое государство. И наша Китнисс отправляется на игры добровольцем вместо Примроуз Эвердин, своей сестры, которую избрали на церемонии жатвы. Китнисс вызывается вместо нее и едет на Голодные игры с Питом Мелларком, молодым человеком из ее дистрикта, который давно в нее влюблен.

Китнисс на церемонии жатвы
Китнисс на церемонии жатвы

Добро пожаловать в антиутопию

И то, что мы с вами видим, это произведение жанра антиутопия. Чем характеризуются антиутопии?

В антиутопиях описывается тоталитарное государство будущего, идеализированный образ которого насаждается насильственным путем. Свободы подавляются - свободы слова, деятельности, личной свободы нет. Антиутопии призваны показать, к чему может привести подобное устройство государства. До логического конца развивается мысль, до чего может довести такой режим, ограничение свобод и прав жителей в государстве, и мы видим конечную точку, как максимальное развитие этой идеи.

Антиутопия - это противопоставление утопии, это некоторое высмеивание утопии как идеального государства.

Откуда пришла антиутопия

Давайте посмотрим на историю антиутопии как жанра, чтобы понять, что интересного и нового привнесла Сьюзен Коллинз.

  • Антиутопия как жанр появляется в Новом времени;
  • Ранее были некоторые предпосылки, в древнем Риме и Греции, но весьма неопределенные. Такого жанра отдельного не существовало, в противоположность комедии и трагедии, которые были уже тогда;
  • Активное развитие жанр получил в 1870-х -1920-х годах, и до конца 20 века процветал и развивался.

Писатели смотрели на то, что происходит в мире и саркастически высмеивали государственное устройство, новые политические веяния и течения, откликались на военные и политические события. Писатели давали ответ на происходящее вокруг и создавали произведения.

Самые известные произведения жанра это "Мы" Евгения Замятина, "1984" Джорджа Оруэлла, "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдберри, произведения Айн Рэнд, Герберта Уэллса и многих других писателей.

Есть классика, и это классики антиутопии, которые закладывали основы жанра, и что-то переосмысляли в момент написания произведений. На основании существующих идей в обществе и современных политических течений, авторы развивали антиутопические идеи в своих произведениях.

Что антиутопического есть в Голодных играх?

Давайте обратимся к произведению "Голодные игры" и посмотрим, что антиутопического в нем есть, почему мы относим это произведение к жанру антиутопии.

Есть государство Панем, которое состоит из Капитолия и 12-ти дистриктов.

Панем
Панем

Автор показывает нам жесткое классовое неравенство: Капитолий процветает, все ресурсы стекаются в столицу. Капитолий богат, все население живет в роскоши, гипербализированной и почти неадекватной. Это элита общества.

Прекрасный Капитолий
Прекрасный Капитолий

А есть 12 дистриктов, которые отличаются по обеспеченности. Первые дистрикты тоже богаты и процветают, но к 12-му дистрикту народ все беднее и беднее. И в 12 дистрикте мы видим угольщиков, которые трудятся над добычей угля и живут в кошмарных условиях. В 12 дистрикте есть такое место как "Шлак", где мы видим разрушительную бедность и страдающее население. Китнисс как раз оттуда родом. Китнисс вынуждена с детства добывать еду и взять на себя ответственность за всю семью, когда умер ее отец.

12 дистрикт: угольщики
12 дистрикт: угольщики

Каждый дистрикт занимается своим делом. Например, 7ой - деревообрабатывающий, 1ый - ювелирный (и, конечно, богатый), 2ой - военный, и он создает миротворцев - местную полицию, которые наказывают за инакомыслие, побеги и т.д.

Интересен выбор названия для государства. Название Панем взято из устоявшегося выражения на латыни Panem et circenses, что означает "Хлеба и зрелищ", это выражение пришло еще из древнего Рима.

Panem et circenses
Panem et circenses

Все, что есть в этом выражении, используется для управления народом в государстве. Хлеб - для бедных слоев и дальних дистриктов, зрелища - для Капитолия и богатых дистриктов, для верхушки.

  • Голод, который повсеместно охватывает жителей дальних дистриктов - это оружие против бедняков. Существует правило, что ты можешь получить паек еды для себя и семьи, а за это твое имя будет внесено дополнительный раз в бумажки на церемонии жатвы, и попасть в трибуты шанс будет выше. Манипулирование угрозами, жизнью людей, насилием, наказательными историями - все это есть. Для бедняков применяется способ управления через устрашение, кары, наказания. Страх погибнуть на арене - это про бедняков. В богатых дистриктах в трибуты идут обученные, хорошо натренированные, профессиональные дети-убийцы. Так что, все это - инструмент управления бедняками.
Убийцы из богатых дистриктов
Убийцы из богатых дистриктов
  • А есть и инструмент управления элитой. Это те самые зрелища, circenses. Голодные игры снимают, а затем показывают повсеместно по стране. Это превращено в зрелище, шоу, перед играми даже интервью берут. Игры показываются с разных ракурсов, есть съемочная команда и ведущий. И все это транслируются по телевидению. Капитолий и ближайшие дистрикты максимально увлечены просмотром этого шоу.
Шоу перед Голодными играми
Шоу перед Голодными играми

Капитолий - это общество гедонизма. Народ занят развлечениями, украшательством собственного тела, волос - зеленые парики, розовые накладные ресницы, золотые платья. Есть все, что душа пожелает - любая еда, жилье, деньги, богатства. Все для красивой жизни.

Это тоже, конечно манипуляция от государства. Пока ты занят этими гедонистическими штуками + просмотром телевизионных шоу, ты не задумываетшься о проблемах в государстве, моральные и человеческие вещи тебя не беспокоят. Насколько у нас в государстве вообще все хорошо? Законы - не законы, да ну. Ты выгуливаешь своих разноцветных стриженных собак по улице в столице и веселишься. Это инструмент управления богатыми массами, элитой, богатыми дистриктами.

Интересно, что государства подобрало под каждую целевую аудиторию свой способ управления.

Для бедняков - первый способ, для богатых - второй.

И интересно, что в плане управления государством Сьюзен Коллинз совместила подход нескольких классиков жанра, несколько классических взглядов на антиутопию.

Все основывается на двух разных подходах Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли. ("1984" и "О дивный новый мир" соответственно).

В чем различие этих подходов?

  • Джордж Оруэлл говорит нам о том, что власти государства будут жестко контролировать народ посредством силы, причинения боли и страха. Книге запретят, информацию будут урезать, инакомыслие будет наказываться. И "нас погубит то, что мы ненавидим".
Джордж Оруэлл
Джордж Оруэлл
  • Олдос Хаксли - представитель почти противоположного подхода. Он говорил, что "нас погубит то, что мы любим". Государство будет контролировать людей через удовольствия, гедонизм. Книги просто не будут читать так как не будет тех, кто захочет их читать. Мы деградируем до полной пассивности и эгоизма, правда потонет в информационном шуме. Общество погрязнет в удовлетворении собственных потребностей, все будет доступно и возможно - еда, секс, красота, и люди не будут задумываться о серьезных вещах. Как отметил Хаксли, все борцы за гражданские права и рационалисты, что призывали сопротивляться тирании,
"не учли, что человек обладает почти безграничной тягой к развлечениям."

Вы, наверное, уже заметили, как два этих подхода отражены в Голодных играх, только для разных слоев общества. Для бедняков - подход Оруэлла, для богатых - подход Хаксли. Это крайне интересное совмещение идей двух классиков, которое воплотила Сьюзен Коллинз.

И Панем тоже неглуп. Панем правильно подобрал инструмент управления для каждого слоя общества.

Это один из признаков антиутопии: Голодные игры - это инструмент подавления и устрашения, наказания. Мы заберем у вас детей, чтобы вы помнили, что восстание - это плохо. Но это еще и инструмент для создания сильного зрелища для богатых слоев, для элиты.

Идеальное государство - возрадуйтесь же!

Второй признак антиутопии, который прекрасно прописан в Голодных играх, это поддержание образа идеального государства, пусть и насильственным путем. Людей принуждают считать, что наше государство идеально и правильно, насаждается идеология, как и во всех антиутопических государствах.

  • Наше государство - самое прекрасное и сильное, стоит и будет вечно стоять. И система идеальна. Так возрадуйтесь, друзья! Вы живете в таком замечательном государстве, где торжествует справедливость;
  • Мы наказываем тех, кто восстал, ведь те хотели разрушить наше прекрасное государство;
  • У нас все занимаются своим делом;
  • Отступление от идеологии и инакомыслие карается. Думаешь по-другому - ты враг, тебя необходимо наказать. Ни о какой свободе слова и речи не идет, страшно то о свободе мысли подумать.

В Голодных играх все это есть.

А что, если бежать?

Есть запрет как инакомыслия, так и побега. В начале Китнисс и Гейл думают сбежать из 12 дистрикта, но затем понимают, что их найдут и будет еще хуже. А если не найдут, то накажут семью. И все это тоскливо и безрадостно. За все наказывают, приходится как-то выживать, но сделать ничего невозможно. Восстанешь - дубинкой побьют миротворцы и электрошокером. Тяжело.

Забор в 12 дистрикте
Забор в 12 дистрикте
  • Вокруг Панема стоит стена, украшенная колючей проволокой с током. Побег из дистрикта невозможен. Территория ограничена. В антиутопических произведениях действие обычно происходит на территории одной страны, где не выпускают, не впускают, вокруг - какая-нибудь стена или купол (например, в "Мы" Замятина).
  • Кроме того, военный патруль в дистриктах;
  • Доносчики;
  • Генетически модифицированные животные-шпионы, например, сойки-пересмешницы, которых вывел Капитолий;
  • Камеры и видеослежка.

Тотальная слежка - признак антиутопии. В почти любой антиутопии за тобой следят. Большой брат следит за тобой, так сказать.

Всем привет!-16

Наука и прогресс

Для этого используются результаты научно-технического прогресса, который происходит в местном мире.

  • Видеосвязь и СМИ;
  • Генная инженерия;
  • Лекарства;
  • Транспорт, техника, оружие.

Поэтому антиутопии близки с научной фантастикой. Все это мы красиво видим в Голодных Играх.

Сойка-пересмешница
Сойка-пересмешница

Прошлого нет

Панем - это страна, которая находится в Северной Америке, действие происходит в нашем мире, на Земле. И легенда такова, что произошла неизвестного рода глобальная катастрофа, а после образовалось сие государство. А потом еще и мятеж 74 года назад.

Но прошлое особо не показано, о нем никто не знает, либо оно переврано.

В данном случае прошлое переписано победителями: плохие революционеры восстали, а что было до - неизвестно. Катастрофа - да хз какая. Важно, что сейчас Панем силен и прекрасен, а что было до - непонятно. Возможно, реальную историю никто не знает, не помнит, возможно, правды мы никогда не узнаем. Прошлое отвергнуто и забыто, спрятано правительством, данные уничтожены. Вспомнить хоть тот 13-ый дистрикт, который, оказывается, существует! Но правительство спрятало все упоминания.

Для антиутопий характерно, что история мира начинается в недалеком прошлом, после некоторого события: апокалипсиса, войны, восстания, бедствия, революции. После события ведется новая история в настоящем, истинном государстве, а реальную историю никто не знает.

Что хорошо, а что плохо

Давайте снова вспомним о миротворцах. Как и в других антиутопических произведениях, "плохие вещи", которое государство творит с жителями, названы добродетельными и положительными названиями. А что запрещено называется преступлением и заклеймено буквально в названии.

Миротворцы
Миротворцы
  • Например, всемогущий правитель в "Мы" (тоталитарный диктатор) - Благодетель. Потому-что благо делает для народа, человек хороший. Это чтобы все поняли, что он - благо. Идеология такая, надо государство сохранять.
  • В 1984 есть такое понятие как мыслепреступление, мыслепреступник. Сразу понятно, что преступление совершил, раз мыслит иначе.

Все заклеймено, что плохо для государства, а что хорошо для тоталитарного режима, то благо.

Миротворец, в англ. peacekeeper, значит сохранитель мира, опять же, благо. И других подобных деталей много.

Обезличивание

Еще, конечно, обезличивание, тоже характерная тема для антиутопий.

  • Одинаковая одежда. Миротворцы в одинаковых костюмах, один не отличается от другого;
  • В 12 дистрикте все угольные, в темных одеждах, все под одну гребенку;
  • А в богатых дистриктах все тоже под одну гребенку. Это масса, разноцветная и аляповатая, но все же масса.
Толпа в одном из дистриктов
Толпа в одном из дистриктов
Толпа в Капитолии
Толпа в Капитолии

Это определение людей в массы: есть 12-ые, они темные, в Капитолии все яркие. Существует обезличивание человека, определение людей в массы, отсутствует индивидуальность и личность. В произведении "Мы", которое я уже не раз приводила здесь, у людей отсутствуют имена, но присутствуют порядковые номера с буквами. Получается еще большее обезличивание, имена пропали, нет их.

Все, что мы увидели, говорит нам об отношении Голодных игр к жанру антиутопии.

Мотивы

И, что еще важно, один из главыных мотивов героя в антиутопии - выживание (что понятно, попробуй хотя бы выжить в таком государстве). У Китнисс стоит задача выжить, найти еду и прокормить семью, а затем и вернуться с Голодных игр.

Кроме того, есть мотив перерождения. Героям необходимо убить старый режим и создать государство с новым режимом. Правда, когда выясняется, что новое государство будет создано с таким же режимом, как предыдущее, Китнисс выбирает перерождение, в сцене с выстрелом в главу революционеров Альму Койн. Интересно, что Китнисс не была изначально за идею революции, ее к этому подвели обстоятельства. Но и такое бывает. В итоге Китнисс понимает, что новые режим необходим, и что нужно создать новое общество, чтобы будущие поколения моги жить спокойно и счастливо.

Конечно, такая жизнь создает трагичную картину. Для антиутопий вообще характерно ощущение страха, подавленности, безысходности и мысль, что в таком государстве жить не хотелось бы. Показанное государство должно вызывать отторжение.

Что происходит дальше

Давайте пройдем дальше по сюжету. Героиня Китнисс отправляется на Голодные игры, и все, казалось бы, идет нормально. Она протагонист, которая в один момент случайно меняет правила игры и становится надеждой для дистриктов, дает веру народу. Она рушит игру, которую выстроил Капитолий, через предложение Питу съесть ягоды, чтобы спасти и себя и Пита. По сути, она восстала против Капитолия и получила за это во 2 части Голодных игр. Ничего не бывает без последствий. Но важно то, что она дала людям надежду, что тоталитарный режим может пасть, хотя ее мотив был другим, никого она в тот момент свергать не хотела.

Китнисс на Голодных играх
Китнисс на Голодных играх

И мы подходим к важной мысли! На момент начала истории Китнисс 16 лет. И вообще, произведение написано про подростков. Голодные игры относятся к Young adult литературе. Это литература, написанная о "молодых взрослых" для "молодых взрослых". Это жанр, который рассчитан на читателей 16-18 лет. Это уже не дети и их с трудом можно назвать подростками, они где-то на грани взрослости. Но литературу Young adult и фильмы по ней с удовольствием смотрят и читают зрители всех возрастов. Рассчитана она в основном на людей 16-18 лет, но потребляют ее в итоге все.

Сестра Китнисс
Сестра Китнисс

Интересно, что на Голодные игры забирают подростков 12-18 лет. Произведение написано именно про подростков и про молодых взрослых.

Основной антагонист в произведении взрослый, и даже пожилой человек в лице президента Сноу и всей его компании (хотя, реальный антагонист здесь скорее сложившаяся тоталитарная система). То есть антагонист взрослый, а борется с ним протагонистка-Китнисс, еще не совсем взрослый человек, почти подросток.

Древний Рим

В этом есть отсылка к истории и культуре древних Рима и Греции.

Тесей и Минотавр
Тесей и Минотавр

Существует легенда о Тесее и Минотавре, известная история, которая взята за основу идеи. Власти Афин отправляют 7 девушек и 7 юношей минотавру, чтобы тот сжирал в качестве мести. Тесей по легенде убивает минотавра. Отсылка очень даже очевидна.

Гладиаторские бои в Риме
Гладиаторские бои в Риме

Кроме того, битвы на стадионе - это про гладиаторов в древнем Риме. Хлеба и зрелищ, Панем - туда же. Это отсылает нас к гладиаторам, которые бились насмерть до последнего трибута.

Так что же сделала Сьюзен Коллинз?

Так вот, есть Китнисс, которой 16 лет и Young adult литература. При этом, произведение - антиутопия.

Сьюзен Коллинз написала антиутопическое произведение для молодых взрослых. Раньше во всех известных произведениях в жанре антиутопии, в классике, протагонист (тот, кто восстает против системы и государства) - явно взрослый человек, мужчина или женщина, по-разному. Но это всегда взрослый, который идет бороться против системы и таких же взрослых людей, ее олицетворяющих.

А Сьюзен Коллинз обернула это в историю про подростков, которые идут бороться против системы. Не было такого на экранах и в книгах до Голодных игр. Были околоантиутопические произведения про молодых людей, которые все же немного про другое. В них изобличаются пороки общества, но это не про борьбу с тоталитарным государством. А Голодные игры - это про борьбу с тоталитарным государством, которую ведет подросток 16-ти лет, не до конца взрослый человек.

Сьюзен Коллинз
Сьюзен Коллинз

Вот, что сделала Сьюзен Коллинз. Она взяла классику жанра антиутопии, переосмыслила и переложила на подростков. Теперь подростки пропустили эту идею через себя, так как одно дело - читать про взрослых 30-50 лет, а другое - про своих сверстников, которые бьются против Капитолия и тоталитаризма. И подростки, возможно, задумались об этом вопросе, начали глубже осмыслять эту тему. В этом есть новизна, которую Сьюзен Коллинз внесла в литературу.

Этим отчасти определяется ценность произведения: насколько оно вносит новые идеи и переосмысляет уже существующие. И Сьюзен Коллинз смогла создать такую книгу. Это не просто роман про подростков, а произведение, которое привнесло новизну в жанр и литературу в целом.

Популярность темы

Из-за этого книги начали набирать поклонников сразу после издания. Затем поклонники ждали фильма, который выходил еще 4 года после публикации книги. Настолько много людей собралось на премьеру, что пришлось перекрыть движение на центральных улицах Нью-Йорка, что раньше было лишь на премьерах Индианы Джонса и друзей Оушена. И это весомое подтверждение отклика. Отклик история вызвала не только в США, но и в России, и в других странах мира.

Это серьезно, при том, что автор изначально не задумывала трилогию. Она написала одну книгу, а потом оказалось, что спрос есть, что людям это интересно. И Сьюзен Коллинз решила, что Капитолий должен наказать Китнисс за ее протест, и дописала историю. В итоге, история выглядит цельной, где начало - это отбор Китнисс на Голодные игры, а кульминация - выстрел в президента Койн.

В итоге, феноменальные результаты. Книга входила в The New York Times Best Seller свыше 130 недель подряд. Книга издана в 45 странах мира. В США тираж составил 16 млн. экземпляров. Это серьезно.

В определенной степени, роман изобличает и американское общество. Антиутопии так или иначе смотрят на современный политический режим, веяния в обществе и предоставляет сатиру на это. Сьюзен Коллинз говорит и о современном обществе тоже.

  • Капитолий - аналог Вашингтона;
  • В Америке есть шоу "Survivor", где группу незнакомых людей помещают в незаселенном месте, и там они должны добывать пищу, воду и огонь. И шоу это тоже на выбывание.
  • Интервью перед играми - это история про мисс Америку, где необходимо набрать как можно больше голосов и одобрения спонсоров, судей и зрителей.
  • Гедонистический образ жителей Капитолия и соседних дистриктов так же может намекать на современную Америку, включая безмерные украшательства себя, просмотр шоу и телевидение, зацикленность на собственном удовольствии.
Мисс Америка
Мисс Америка

Из этого мы видим, что Голодные игры - это антиутопия. Признаки антиутопии есть, при этом где-то обличается Американское общество, где-то заимствуются идеи из классики, где-то автор заимствует истории из культуры древнего мира. Автор обращается к известным произведениям жанра антиутопии, создает свою антиутопию, при этом пишет для целевой аудитории, для которой никто пока антиутопии не писал. В этом есть новизна произведения, поэтому оно стало популярным.

В итоге, на волне этой популярности начали выезжать новые произведения, которые увидели спрос в этом направлении.

  • Роман "Избранная" Вероники Ротт, по которому сняли "Дивергент";
  • "Бегущий в лабиринте" Джеймса Дэшнера;
  • "Делириум" Лорен Оливер.

Это тоже антиутопические истории для молодых взрослых, которые вышли в следующие года. Жанр стрельнул, и все эти истории стали популярны после Голодных игр, которые вышли в 2008 году. Некоторые создатели историй даже признавались, что ждали и вынашивали идею, и тут поняли, что жанр поднимается и запустились в период сразу после.

Такие итоги.

Видео на Ютуб по теме статьи:

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал Студии 25 на Яндекс.Дзен https://dzen.ru/studia25, чтобы не пропустить следующие публикации. А также, приглашаю на канал Студии 25 на Ютуб https://www.youtube.com/@studia25 😊

До встречи!